земельные споры



Судья Зарипова Е.В.

№ 33-2457/2012

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2012 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего Глушенко Н.О.

судей Черонко Е.В. и Сыромятникова А.В.

при секретаре Виссарионовой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...) по иску Круковского В.В. к администрации Петрозаводского городского округа о признании противоречащим федеральному законодательству решения об отказе в предоставлении земельного участка, обязании утвердить и направить схему расположения земельного участка, обязании выделить земельный участок.

Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец Круковский В.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что (...) его многодетная семья была признана администрацией Петрозаводского городского округа соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с Законом Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия». Однако поскольку возможность предоставления конкретных земельных участков в районах существующей индивидуальной застройки в Петрозаводском городском округе к настоящему времени исчерпана, конкретный участок предоставлен не был, семья истца поставлена на учет в целях получения земельного участка по окончании разработки проектов планировок перспективных районов индивидуальной жилой застройки. (...) Круковский В.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении его многодетной семье конкретного земельного участка общей площадью (...) га, расположенного в районе (...). Письмом администрации Петрозаводского городского округа от (...)(...) в выделении земельного участка было отказано в связи с отсутствием утверждённой документации по планировке территории. Круковский В.В. считает данный отказ противоречащим закону, ссылаясь на ч. 2 и 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», п.п. 2, 9 Порядка рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия № 29-П от 31.01.2012. Просил суд признать противоречащим федеральному законодательству решение администрации Петрозаводского городского округа № (...) от (...) об отказе в предоставление земельного участка; обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и направить ему схему расположения земельного участка общей площадью (...) га, расположенного в районе (...) в кадастровом квартале (...), в соответствии с приложенной к его обращению схемой расположения участка; обязать администрацию Петрозаводского городского округа бесплатно предоставить в собственность вышеуказанный земельный участок.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Круковская И.А.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

С данным решением не согласен истец. В апелляционной жалобе просит его отменить, приняв новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Судом применены нормы права, не подлежащие применению. В обоснование жалобы указывает, что пункт 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ и п. 5 Закона РК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» содержат исчерпывающий перечень оснований к отказу в предоставлении земельного участка в собственность. Такое основание как отсутствие проекта планировки не предусмотрено. При вынесении решения суд не принял во внимание положения правового акта федерального органа исполнительной власти - Письма Минэкономразвития РФ от 23.12.2009 N Д23-4360, согласно которому не допускается отказ в предоставлении земельного участка по причине отсутствия проекта планировки. Решение Петросовета «Об утверждении правил землепользования и застройки», на которое сослался суд в своем решении, предусматривает предоставление земельных участков исключительно на торгах и не распространяется на случаи предоставления участков, указанные в ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, в частности многодетным семьям. Упомянутые Правила регулируют иную категорию земельных правоотношений, относящихся к порядку предоставления и формирования земельных участков в соответствии с положениями ст. 30 Земельного кодекса РФ. Действующее законодательство предусматривает обязанность органа местного самоуправления утвердить схему расположения земельного участка в течение 20 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи, требованиям Закона РК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», и в течение 7 дней направить указанную схему заявителю. При этом утверждение данной схемы не ставится в зависимость от правил землепользования и застройки территорий и от планировочной документации. Суд указал, что при комплексном освоении возможно предоставление испрашиваемых участков и без проектов планировок. Между тем, суду было известно о том, что вся часть кадастрового квартала, планировалась к освоению многодетными семьями комплексно. Считает, что решение суда носит условный и отсылочный характер, его действие ограничивается наступлением определенных обстоятельств, а именно, зависит от изготовления проекта планировки в дальнейшем, что само по себе недопустимо. Таким образом, судом при вынесении решения применены нормы права, не подлежащие применению; решение в части заявленных требований об обязании изготовить схему расположения земельного участка не содержит ссылок на нормы действующего законодательства; не доказан ряд имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, не рассмотрен вопрос комплексного освоения территории, не установлены причины невозможности изготовления проекта планировок ответчиком.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, извещен о дне слушания дела.

Третье лицо Круковская И.А. поддержала доводы жалобы.

Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, с жалобой не согласна, пояснила, что администрация не оспаривает право семьи Круковских на получение земельного участка, испрашиваемый земельный участок выделен под индивидуальное строительство блочных жилых домов, но планировка отсутствует, просит оставить решение суда без изменения.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене на основании положений п.п.1,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

На основании п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011 №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что (...) истец обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении его многодетной семье в собственность бесплатно конкретного земельного участка площадью (...) га, расположенного в районе (...) примыкающего к кварталу будущей малоэтажной застройки (кадастровый квартал (...)), целевое назначение - земли для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка. Письмом администрации Петрозаводского городского округа от (...)(...) в выделении земельного участка было отказано в связи с отсутствием утверждённой документации по планировке территории.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что поскольку проект планировки территории, на которой расположен спорный земельный участок, не разработан, его предоставление для индивидуального жилищного строительства в настоящее время невозможно.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.

Многодетная семья Круковского В.В. признана администрацией Петрозаводского городского округа соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с Законом Республики Карелия от 30.11.2011 №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия», что подтверждается письмом администрации Петрозаводского городского округа от (...)(...)

В соответствии с Порядком рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 31.01.2012 № 29-П, земельный участок предоставляется в собственность многодетной семье на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поданного одним из родителей (супругов), в орган исполнительной власти Республики Карелия или орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающий правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При этом заявитель вправе был указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка в случае указания его местоположения с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Аналогичная норма введена в ч.2 ст.4 Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков Законом Республики Карелия от 08.07.2012 № 1600-ЗРК «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия».

Испрашиваемый Круковским В.В. земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки). То есть участок испрошен истцом в соответствии с требованиями к зонированию указанной территории.

Разработка и принятие правил землепользования и застройки предусмотрена нормами Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Вопросы территориального планирования и застройки городских округов отнесены действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство отнесены законом к вопросам местного значения муниципального образования (п.п.5, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. При этом согласно ч.8 ст.45 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Согласно ст.46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.

Исходя из приведенных положений Градостроительного кодекса РФ, регулирующих вопросы подготовки документации по планировке территории, следует, что отсутствие проекта планировки района не является законным основанием для отказа от исполнения обязанности по утверждению схемы расположения спорного земельного участка и не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Кроме того, в соответствии с п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 31.12.2012 при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. То есть отказ в предоставлении земельных участков возможен не ранее 31.12.2012 при условии отсутствия правил землепользования и застройки. Однако такие правила в Петрозаводском городском округе уже утверждены, что исключает возможность отказа в предоставлении участков со ссылкой на указанные нормы.

Ссылка ответчика на ч.9 ст. 15 Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска, согласно которой в границах территориальной зоны перспективной застройки индивидуальными жилыми домами запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки) и формирование земельных участков указанной территориальной зоны возможно только для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, не может быть признана судебной коллегией обоснованной, так как Градостроительный и Земельный кодексы РФ подобного запрета не содержат.

В соответствии с ч. 9 ст.4 (на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка - ч.5 ст.4) Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков основанием для отказа в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, помимо случаев, установленных п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, является наличие решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, принятого на основании настоящего Закона. Иных оснований для отказа многодетной семье в предоставлении земельного участка законом не установлено.

На основании изложенного, учитывая отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье истца, решение администрации Петрозаводского городского округа, изложенное в письме от (...)(...) об отказе в предоставлении многодетной семье Круковского В.В. земельного участка, является незаконным. Поскольку ответчиком созданы препятствия семье истца в реализации его права на приобретение земельного участка в собственность, на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению семье истца испрашиваемого земельного участка.

Требование истца о понуждении ответчика утвердить схему расположения земельного участка также является обоснованным.

Действовавшая на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства редакция Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков не указывала на обязанность администрации утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка. Однако такая обязанность была установлена постановлением Правительства Республики Карелия от 31.01.2012 № 29-П «О Порядке рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним» (п. 9 Порядка). Кроме того, такая обязанность определяется при применении в силу аналогии закона п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение администрацией Петрозаводского городского округа данных обязанностей, препятствует истцу в проведении кадастровых работ, постановке участка на кадастровый учет и приобретению его в собственность. Так как в соответствии с указанными нормами схема расположения земельного участка утверждается на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, то отсутствие документов по планировке территории не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение суда подлежит отмене, а заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить бесплатно земельный участок в общую долевую собственность всех членов семьи истца: Круковского В.В. (...) года рождения, Круковской И.А., (...) года рождения, Круковской М.В., (...) года рождения, Круковской Е.В., (...) года рождения, Круковского А.В., (...) года рождения. При этом судебная коллегия исходит из того, что предоставление такого земельного участка возможно только после постановки его на кадастровый учет. Согласно ст.4 Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков (в ред. Закона Республики Карелия от 14.06.2012) выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка обеспечивается за счет средств заявителя. Решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье принимается уполномоченным органом в срок не более 14 календарных дней со дня получения уполномоченным органом кадастрового паспорта указанного земельного участка. Таким образом, обязанность администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению многодетной семье истца земельного участка должна осуществляться в порядке, установленном приведенными положениями действующего законодательства.

На основании положений ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им при подаче иска расходы по уплате государственной пошлины в размере (...) рублей.

Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...) отменить.

Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Круковского В.В. к администрации Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка в собственность.

Признать незаконным решение администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в письме от (...)(...), об отказе в предоставлении многодетной семье Круковского В.В. земельного участка.

Обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и направить Круковскому В.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью (...) га, расположенного в районе (...) в кадастровом квартале (...), в соответствии с приложенной к заявлению Круковского В.В. от (...) схемой расположения земельного участка.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить многодетной семье Круковского В.В. (в составе Круковский В.В., Круковская И.А., Круковская М.В., Круковская Е.В., Круковский А.В.) бесплатно в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства земельный участок общей площадью (...) га, расположенный в районе (...) в кадастровом квартале (...), в срок не более 14 календарных дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, сформированного на основании заявления Круковского В.В. от (...) и утвержденной администрацией Петрозаводского городского округа схемы расположения указанного земельного участка.

Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Круковского В.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере (...) рублей.

Председательствующий

Судьи


-32300: transport error - HTTP status code was not 200