жилищные споры



Судья Муковкина Т.И.

№ 33-2863/2012

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.09.2012

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Роговой И.В.,

судей Злобина А.В., Стыцюн С.А.

при секретаре Маловой Н.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Сортавальского муниципального района на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25 июля 2012 года по иску Лаюшко-Демкиной Л.В. к администрации Сортавальского муниципального района о совершении определенных действий.

Заслушав доклад судьи Злобина А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Иск подан по тем основаниям, что семья истца, состоящая из трех человек, 09.07.2007 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, впоследствии данная программа была продлена на 2011-2015 годы. Решением комиссии от 01.06.2012 семья истца была исключена из Списка претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в связи с тем, что семья была неправомерно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как учетная норма на 2007 год составляла 10 кв.м., а обеспеченность ее семьи на одного человека составила 10,33 кв.м. Полагая, что указанная норма была установлена для Сортавальского поселения, а на территории Кааламского поселения, где она проживает, была установлена учетная норма 12 кв.м, истец просила обязать ответчика восстановить ее семью в праве на получение социальных выплат как претендентов подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Судом в качестве третьих лиц привлечены Лаюшко-Демкин Д.Н. и Министерство строительства Республики Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд признал право семьи Лаюшко-Демкиных на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и обязал комиссию администрации Сортавальского муниципального района, уполномоченной принимать решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в Сортавальском муниципальном районе восстановить молодую семью Лаюшко-Демкиных в списке претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно подп.«а» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее -Правила) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п.6 Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Согласно п.19 Правил повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа. Полагает, что с учетом п.19 Правил семья Лаюшко-Демкиных могла быть признана участницей подпрограммы не ранее даты вступления в силу решения Совета Сортавальского муниципального района от 20.12.2007, поскольку на дату признания семьи участницей программы -13.07.2007, обеспеченность площадью на каждого члена семьи превышала действующую на тот период учетную норму – 10 кв.м, и следовательно не соответствовала требованиям подп. «б» п.6 Правил. Считает, что восстановление семьи истца в списке претендентов на получение социальных в 2012 году не относится к полномочиям администрации, поскольку Министерство строительства РК, как орган исполнительной власти субъекта РФ, в полномочия которого входит утверждение списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, исключило семью Лаюшко-Демкиных из указанного списка как неправомерно признанную нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истец, представитель ответчика, третье лицо Лаюшко-Демкин Д.Н. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени слушания дела.

В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства строительства Республики Карелия Чудакова Л.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, указала, что с 09 марта 2010 г. семья Лаюшко-Демкиных изменила место жительства и зарегистрирована по адресу: (.....), в связи с чем обеспеченность общей площадью на 1 человека составила 13,72 кв.м, с учетом общей площади жилого помещения в размере 54,9 кв.м и количества зарегистрированных 4 человек, что превысило установленную учетную норму общей площади по Кааламскому сельскому поселению – 12 кв.м. 05.04.2012 в обозначенном жилом помещении была зарегистрирована племянница Лаюшко-Демкиной Л.В. – С., что является намеренным ухудшением жилищных условий, в связи с чем семья истца была исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Заслушав представителя третьего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что молодая семья истца, состоящая из трех человек, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий 09.07.2007, а также 13.07.2007 включена в список претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Сортавальском муниципальном районе. Решением комиссии от 01.06.2012 было установлено, что молодая семья Лаюшко-Демкиных неправомерно была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на одного человека составляла 10,33 кв.м, что превышало учетную норму на 2007 год, которая составляла 10 кв.м, в связи с чем принято решение об исключении молодой семьи Лаюшко-Демкиных из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 на основании подп. «а» п.18.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из соответствия семьи истца требованиям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), в части признания семьи, нуждающейся в жилом помещении.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года, в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы, пункт 6, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п.23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

В соответствии с п.21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 Министерство строительства Республики Карелия утвердило Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее – Порядок).

Согласно п.2 Порядка Министерство строительства Республики Карелия до 1 июля года, предшествующего планируемому, проводит конкурсный отбор муниципальных образований для участия в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - подпрограмма) в планируемом году.

В свою очередь орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного Министерством строительства Республики Карелия для участия в подпрограмме до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список и представляет его в Министерство строительства Республики Карелия (п.3 Порядка).

На основании п. п. 7, 17 Правил администрация Сортавальского муниципального района провела проверку сведений, содержащихся в представленных заявителем документах. В ходе проверки было установлено, что члены семьи истца были зарегистрированы с 13.09.2005 в (.....), данная квартира являлась муниципальной собственностью, общая площадь квартиры 62 кв.м, количество зарегистрированных 6 человек, количество общей площади из расчета на одного человека 10,33 кв.м. С 09 марта 2010 года семья Лаюшко-Демкиных зарегистрирована в (.....) общей площадью 54,9 кв.м, собственником квартиры является Д., мать истца. Согласно справки Кааламского сельского поселения в квартире зарегистрированы 5 человек, при этом племянница истца С была зарегистрирована 05.04.2012.

Таким образом, на дату (01.09.2011) формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, семья истца не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность площадью на 1 человека составляла 13,72 кв.м, с учетом общей площади жилого помещения 54,9 кв.м. и количества зарегистрированных 4 человек, что превышает учетную норму 12 кв.м, установленную в Кааламском сельском поселении (решение Совета Кааламского сельского поселения от 04.07.2008). Регистрация 05.04.2012 в обозначенном жилом помещении племянницы Лаюшко-Демкиной Л.В. – С. повлекло изменение количества общей площади, приходящейся на каждого из зарегистрированных лиц с 13,72 кв.м до 10,98 кв.м, и создало условия, при которых семья истца стала нуждаться в улучшении жилищных условий, что является намеренным ухудшением жилищных условий в смысле положений ст. 53 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая несоответствие семьи истца требованиям, предусмотренным подп.«б» п.6 Правил, молодая семья была правомерно исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году на основании подп.«а» п.18 Правил.

На основании изложенного решение суда в силу п.1 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Лаюшко-Демкиной Л.В.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 25 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Лаюшко-Демкиной Л.В. к администрации Сортавальского муниципального района о восстановлении семьи в праве на получение социальных выплат как претендентов подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы отказать.

Председательствующий

Судьи

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

____________________ (Фамилия И.О.), _____ _________________ 201_ г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Фамилия И.О.), _____ _________________ 201_ г.

«Разместить на сайте суда» Председательствующий состава

____________________ (Фамилия И.О.), ______ _________________ 201_ г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200