прочие исковые дела



Судья Овчинникова О.В. №33-1126/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе председательствующего Рочевой Е.С.

судей Колбасовой Н.А., Роговой И.В.

при секретаре Зариповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Эссойльского сельского поселения на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 февраля 2011 года по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.

Заслушав доклад судьи Колбасовой Н.А., объяснения представителя администрации Эссойльского сельского поселения Ореханова А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Министерства по природопользованию и экологии РК Барабашовой О.А., Корнилова К.А., возражавших относительно доводов кассационной жалобы, прокурора Миронова С.Ю., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии РК и администрации Эссойльского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки по тем основаниям, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в квартале ХХ выдел ХХ Эссойльского участкового лесничества ГУ РК «П.» была установлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Ввиду того, что наличие несанкционированной свалки влечет загрязнение природной среды и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ, просил обязать Министерство по природопользованию и экологии РК и администрацию Эссойльского сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.

В судебном заседании старший помощник прокурора Иванова Н.В. поддержала предъявленные в суд требования в полном объеме.

Представитель администрации Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. и представитель Министерства по природопользованию и экологии РК Барабашова О.А., действующая по доверенности, требования прокурора не признали.

Решением Петрозаводского городского суда РК от 08 февраля 2011 года требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.

С таким решением не согласна администрация Эссойльского сельского поселения, в кассационной жалобе глава администрации Эссойльского сельского поселения просит отменить решение суда в части возложения на администрацию обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что согласно требованиям законодательства ликвидация несанкционированной свалки к вопросам местного значения поселения не относится. На протяжении длительного времени администрацией Эссойльского сельского поселения принимаются все возможные меры для обеспечения благоприятной окружающей среды: ведутся работы по оформлению земельного участка для размещения полигона под бытовые отходы, работы по выявлению и ликвидации стихийных свалок, образуемых населением и садоводческими товариществами, периодически расчищается дорога, ведущая на действующую свалку. В связи с отсутствием оформленного согласно требованиям действующего законодательства земельного участка для складирования таких отходов и мусора администрация сельского поселения не может исполнять полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

В возражениях на кассационную жалобу Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.ст.42, 58 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В силу п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Судом первой инстанции было установлено, что в процессе проведения Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в квартале ХХ выдел ХХ Эссойльского участкового лесничества ГУ РК «П.» было установлено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов.

Исходя из пп.7 п.9 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010г. №206-П, указанное ведомство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов и охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, зашиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство по природопользованию и экологии РК и администрацию Эссойльского сельского поселения как на надлежащих ответчиков по настоящему делу обязанность принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки.

Решение суда основано на доказательствах, исследованных в судебном процессе, в решении указаны нормы права, которыми суд руководствовался при удовлетворении предъявленных прокурором требований.

Доводы кассационной жалобы о том, что ввиду отсутствия оформленного земельного участка для складирования отходов и мусора администрация сельского поселения не может исполнять полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку решение таких вопросов возложено законодателем на органы местного самоуправления поселения.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

Руководствуясь требованиями ст.ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 февраля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Эссойльского сельского поселения – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200