Избирательные дела



№ 3-28/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 ноября 2011 года г.Петрозаводск

      Верховный суд Республики Карелия

в составе: председательствующего судьи Тарасовой Р.П.

при секретаре Оксенюк К.М.

с участием прокурора Соболевой Ю.В.

      рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Окунева Д. А. об отмене решения Окружной избирательной комиссии г. Петрозаводска № 2 от 28 октября 2011 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия,

установил:

2 сентября 2011 года Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва. Постановление опубликовано 3 сентября 2011 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 8 сентября 2011 года  № 4/15-5 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва возложены на территориальные избирательные комиссии Республики Карелия. Согласно приложению к указанному Постановлению полномочия окружной избирательной комиссии по «Зайцевскому» одномандатному избирательному округу № 2 возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Петрозаводска  № 1.

6 октября 2011 года Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия  № 8/59-5 заверен Список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по одномандатным избирательным округам в количестве ... человек, выдвинутых в установленном порядке Региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в Республике Карелия. Кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по «Зайцевскому» одномандатному избирательному округу  № 2 в Список включен Окунев Д. А..

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 9 декабря 2010 года  № 75/478-4 сформирована Территориальная избирательная комиссия № 1 и назначен председатель данной комиссии.

15 сентября 2011 года Центральной избирательной комиссией Республики Карелия принято Постановление  № 5/27-5 «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва». Согласно приложения количество подписей, представляемых в окружные избирательные комиссии для регистрации кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по избирательной округу № 2 «Зайцевский» в г.Петрозаводске, установлено от ... до ... ( число избирателей в округе ... человек).

7 октября 2011 года, в срок, установленный ФЗ от 12.06.2002 года  № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 26.06.2003 года  № 681-ЗРК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» (далее по тексту решения Закон РК № 681-ЗРК) в Территориальную избирательную комиссию г.Петрозаводска № 1 от Окунева Д.А. поступило заявление о выдвижении кандидатом в депутаты ЗС РК пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2. К заявлению прилагались копии документов, подтверждающих сведения о кандидате, указанные в заявлении, а также сведения о размере и источниках доходов кандидата по форме, установленной законом.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона РК № 681-ЗРК, если избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным избирательным округам, осуществляет в поддержку кандидата сбор подписей избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, то в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Статьей 35 частью 10 Закона РК № 681-ЗРК определено, что кандидату, осуществляющему сбор подписей в поддержку его выдвижения избирательным объединением, предоставлено право сдать в соответствующую избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в количестве, превышающем необходимое для регистрации количество подписей, но не более, чем на 10 процентов.

... года в ... часов ... минут кандидатом в депутаты Окуневым Д.А. в Территориальную избирательную комиссию № 1 г.Петрозаводска с протоколом об итогах сбора подписей представлена папка с подписными листами и подписями избирателей в количестве ....

На основании ч.2 ст. 37 Закона РК № 681-ЗРК соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательными объединением в соответствии с Законом.

Согласно ч.4 ст.37 Закона РК № 681-ЗРК для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата Центральной избирательной комиссии РК, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Республики Карелия, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.

Решением Территориальной избирательной комиссии г.Петрозаводска № 1 от 27.09.2011 года № 3/1-03 сформирована рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в составе: заместителя председателя Территориальной избирательной комиссии Смирнова И.С., руководителя рабочей группы, членов комиссии с правом решающего голоса Сусева В.Б., Федоровой Н.М., Чугай В.Д. Решением Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска  № 1 от 25.10.2011 года № 6/6-03 в состав рабочей группы включена Х., начальник Экспертно-криминалистического центра МВД по РК, и Фролова А.Г., член комиссии, с правом решающего голоса.

28 октября 2011 года рабочей группой Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска № 1 закончена проверка подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ЗС РК Окунева Д.А. С учетом нарушений, установленных членами рабочей группы, а также Справок об исследовании  № ... от ... года и  № ... от ... года, составленных привлеченным специалистом Х., было выявлено ... недостоверных и недействительных подписи, в том числе, по основаниям:

- нет или неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (код нарушения 20), признаны недействительными 16 подписей;

- нет или неполные паспортные данные избирателя (код нарушения 9), признаны недействительными 2 подписи;

- подпись избирателя выполнена им не собственноручно, дата внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно (коды нарушения 18, 17): на листе ... подпись № ..., на листе ... подпись № ..., на листе ... подпись № ... подписи признаны недействительными ввиду выполнения даты внесения подписи одним лицом на основании справки исследования № ... от ... года, составленной членом рабочей группы Сенчуковой Т.К.; на листе ... подпись ... признана недействительной ввиду выполнения её лицом, удостоверившим подписной лист, на основании справки исследования № ... от ... года; на листе ... подписи ... и ... признаны недействительными ввиду вероятного выполнения даты подписи одним лицом, на основании справки исследования № ... от ... года; на листе ... подпись № ... признана недействительной ввиду вероятного выполнения её лицом, подпись которого имеется в графе «подписной лист удостоверяю» на листе ... на основании справки исследования № ... от ... года; на листе ... подпись ... и листе ... подпись ... признаны недействительными ввиду вероятного выполнения даты внесения подписи одним лицом на основании справки исследования № ... от ... года; на листе ... подпись ... признана недействительной ввиду вероятного выполнения её лицом, подпись которого имеется в графе «подписной лист удостоверяю» на листе ... на основании справки исследования № ... от .... года; на листе ... подпись ... и листе ... подпись ... признаны недействительными ввиду вероятного выполнения даты внесения подписи одним лицом на основании справки исследования № ... от .... года; на листе ... подписи ... и ... признаны недействительными ввиду вероятного выполнения рукописного текста в графе «Дата внесения подписи» одним лицом на основании справки об исследовании № ... от ... года.

28 октября 2011 года составлена ведомость проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ЗС РК на выборах 4 декабря 2011 года, в которой зафиксированы указанные выше нарушения, выявленные проверкой. Согласно итогового протокола проверки подписей листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты ЗС РК Окунева Д.А. от 28 октября 2011 года: количество заявленных, представленных и проверенных подписей составляет по ...; признано недостоверными (недействительными) ... подписи или 11,9 % от числа представленных; количество достоверных и действительных подписей ....

Решением Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска № 1 от 28.10.2011 года  № 8/6-03 Окуневу Д.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты ЗС РК по п.п. «ж» ч.8 ст. 38 ЗРК  № 681-ЗРК по причине выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей: всего представлено подписей – ..., из них признаны недостоверными (недействительными) – .... (11,9 %).

С решением Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска  № 1 от 28 октября 2011 года  № 8/6-03 не согласен Окунев Д.А. Обратился в суд с заявлением об отмене названного решения и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г. Петрозаводска  № 1 зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты ЗС РК пятого созывам по «Зайцевскому» одномандатному избирательному округу № 2 в составе списка кандидатов по одномандатным округам от Регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в РК. В обоснование заявления указал, что решение Территориальной избирательной комиссии г.Петрозаводска  № 1 от 28 октября 2011 года вынесено с учетом справок об исследовании  № ... от ... года и  № ... от ... года. В данных справках специалистом сделаны, как категоричные, так и вероятные выводы относительно достоверности исследованных подписей. Рабочей комиссией учтены и категоричные, и вероятные выводы специалиста. Считает, что выводы специалиста, содержащие вероятность заключения, не могут быть учтены как подтверждающие недостоверность или недействительность представленных подписей.

В судебное заседание Окунев Д.А. не явился, о слушании дела извещен.

Представители заявителя Попов В.А., Захаренкова И.А., Поддубная Н.А., действующие на основании доверенности ... от ... года, удостоверенной ... года Х., временно и.о. нотариуса ... нотариального округа РК ...., запись в реестре № ..., заявленные требования об отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска № 1 от 28.10.2011 года  № 8/6-03 об отказе в регистрации Окунева Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания РК пятого созыва и возложении обязанности зарегистрировать Окунева Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания пятого созыва РК по «Зайцевскому» избирательному округу  № 2 в составе списка кандидатов по одномандатным округам от Регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» РК поддержали. Пояснили, что не оспаривают указанное решение в части признания недостоверными (недействительными) подписей по основаниям: нет или неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей; нет или неполные паспортные данные избирателя ( коды нарушения 20 и 9, указанные в ведомости и итоговом протоколе), всего .... Но считают, что при вынесении решения комиссией необоснованно признаны недостоверными и (или) недействительными ... подписей, из которых по ... подписям заключение специалиста является вероятным: на основании справки об исследовании № ... от ... года лист ... строка ... и лист ... строка ..., лист ... строка ... и строка ...; на основании справки об исследовании № ... от ... лист ... строки ... и ..., лист ... строка ..., лист ... строка ... и лист ... строка ..., лист ... строка .... Не согласны также с решением комиссии в части признания недостоверными и (или) недействительными на основании справки об исследовании № ... от .... года подписей на листе ... строка ...., на листе ... строка ...., на листе ... строка ..., на листе ... строка ..., Пояснили, что в указанной части выводы специалиста являются категоричными, однако не соответствуют действительности, поскольку проведенная ими проверка подтвердила, что подписные листы заполнены в соответствии с требованиями законодательства. Вместе с тем, не оспаривают, что возможность проверки путем опроса лиц, указанных в подписных листах, а также проведения почерковедческой экспертизы законодательством в данном случае не предусмотрена. Считают существенным нарушением, влекущим самостоятельно отмену оспариваемого решения, нарушение ч.17 ст. 37 ЗРК  № 861-ЗРК, в соответствии с которой копия итогового протокола проверки подписных листов должна быть передана кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. По настоящему делу ведомость проверки подписей, итоговый протокол составлены ... года, в день вынесения решения. Нарушение указанного срока лишило возможности кандидата Окунева Д.А. подготовиться к участию в заседании комиссии и высказать мотивированные возражения по итоговому протоколу.

Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска № 1 Смирнов И.С. заявленные требования не признал. Пояснил, что решение Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска  № 1 от 28.10.2011 года  № 8/6-03 об отказе в регистрации Окунева Д.А. кандидатом в депутаты ЗС РК пятого созыва вынесено в соответствии с требованиями ФЗ от 12.06.2006 года  № 67-ФЗ и Закона РК от 26.06.2003 года  № 681-ЗРК. Законодатель ограничил в рамках избирательного процесса при проведении процедуры проверки подписных листов применение форм и методов проверки, обязав при проведении проверки использовать только подписные листы и информацию, определенную нормами права. Право сбора образцов почерков у избирателей как избирательной комиссией, так и привлеченными специалистами не предусмотрено. На заседании комиссии 28 октября 2011 года специалист-эксперт Х., имеющая опыт в проведении почерковедческих экспертиз 19 лет, пояснила, что убеждена в обоснованности выводов, содержащихся в справках об исследовании от ... года, но вынуждена была указать на их вероятность, поскольку таково требование Методики исследования, которую она обязана применять. Итоговый протокол проверки подписных листов составлен и вручен представителям кандидата в депутаты 28.10.2011 года, чем нарушено требование ч. 17 ст. 37 Закона РК  № 681-ЗРК. Однако считает, что данное нарушение не влечет отмену решения Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска  № 1 от 28.10.2011 года, поскольку действующим законодательством предусмотрено участие кандидата и его представителей в работе комиссии, однако возможность предоставления дополнительных документов в подтверждение подлинности подписей в подписных листах законодателем не предусмотрена.

Выслушав объяснения представителей заявителя Поддубной Н.А., Захаренковой И.И., Попова В.А., представителя Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска  № 1 Смирнова И.С., специалиста-эксперта Х., исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Соболевой Ю.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.

При рассмотрении заявления Окунева Д.А. суд руководствовался Конституцией Российской Федерации, ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года, Законом РК от 10.06.2003 года № 681-ЗРК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года  №  5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  №  67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также основания для признания подписей недействительными. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Форма подписного листа утверждена Законом РК от 10.05.2007 года  № 1072-ЗРК. На основании ч.4 ст. 35 Закона РК  № 681-ЗРК в подписном листе графы «Дата внесения подписи» и «Подпись» заполняет избиратель. Остальные графы (фамилия, имя, отчество; год рождения; адрес места жительства; серия и номер паспорта) могут быть заполнены избирателем или лицом, осуществляющими сбор подписей.

В соответствии со ст.9 ЗРК № 681-ЗРК недостоверными признаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным способом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Пунктом 13 ст. 37 ЗРК  № 681-ЗРК определено, что установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.

Членами рабочей группы Территориальной избирательной комиссии г.Петрозаводска  № 1 в ходе проверки правильности заполнения подписных листов выявлены нарушения, в связи с чем ... подписей признаны недостоверными. В связи с возникшими сомнениями в соблюдении процедуры сбора подписей было истребовано письменное заключение эксперта.

По настоящему делу справки об исследовании  № ... от ... года и  № .... от ... года составлены экспертом Х., работающей начальником ЭКЦ МВД по РК, полковником юстиции, имеющей стаж проведения почерковедческих экспертиз 19 лет. Исследование проводилось в соответствии с требованиями методик исследования почерка и подписи (Каталог регистрационных паспортов экспертных методик исследования вещественных доказательств, часть 2), утвержденных Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по проблемам экспертных исследований, и рекомендованных для использования в экспертных учреждениях РФ.

При исследовании установлено: справка  № ... от ... года – лист ... строка ... и лист ... строка ... рукописные записи в графе «Дата внесения записи» выполнены вероятно одним лицом; лист ... строка .... и строка ... рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» выполнены вероятно одним лицом; справка  № ... от ... года – лист ... строки ... и ... рукописные записи в графе «Дата внесения записи» выполнены вероятно одним лицом; лист ... строка ... рукописная запись в графе «Подпись» вероятно выполнена лицом, подпись которого имеется в графе «Подписной лист удостоверяю» на листе ...; лист ... строка ... и лист ... строка ... рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» вероятно выполнены одним лицом; лист ... строка ... рукописные записи в графе «Подпись» и в графе «Фамилия, имя, отчество» вероятно выполнены одним лицом, лицом, которое выполнило также и рукописную запись в графе «Подписной лист удостоверяю:» на странице ...; лист ... строка ..., лист ... строка ... и лист ... строка ... рукописные записи в графах «Дата внесения записи» на указанных листах выполнены одним лицом, вывод дан в категорической форме в виду наличия достаточного количества значимых частных признаков почерка; лист ... строка ... рукописные записи в графах «Дата внесения подписи» и «Подпись» выполнены тем же лицом, которое заполнило все строки на данном листе граф «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения…», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта» и «Подписной лист удостоверяю:». Вывод дан в категорической форме в виду наличия достаточного количества значимых частных признаков почерка.

В судебном заседании эксперт Х. пояснила, что в силу её опыта, знаний, она убеждена в обоснованности заключений. В листах и строках рукописные записи в указанных графах выполнены одним лицом. На вероятность результатов исследования она вынуждена была указать, поскольку исследование предполагает сравнительный анализ исследуемого материала и образца. В данном случае возможность сравнения рукописного текста и образца отсутствовала.

Подписные листы в количестве ..., содержащие ... подписей избирателей, подшиты в папку  № ..., пронумерованы. Экспертом Х. исследованы подлинные подписные листы. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании и не оспаривается представителями заявителя.

Основываясь на нормах права, приведенных выше, оценив в совокупности исследованные доказательства, суд находит правильным вывод комиссии в той части, что подписи на листе ... строки ... и ..., листе .... строка ..., листе ... строка ... и листе ... строка ..., листе ... строка ..., листе ... строка ..., листе ... строка ..., листе ... строка ..., листе ... строка ..., листе ... строка ... и листе ... строка ..., листе ... строки .... и ... являются недостоверными.

Таким образом, количество недостоверных (недействительных) подписей составляет .... или 11,9 % от числа представленных подписей – ..... В соответствии с п.п. «ж» ч.8 ст. 38 Закона РК № 681-ЗРК выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от количества подписей является основанием для отказа в регистрации кандидата.

В соответствии с ч. 17 ст. 37 Закона РК № 681-ЗРК по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. По настоящему делу итоговый протокол передан представителям кандидата ... года. Решение комиссии об отказе в регистрации принято также ... года. Таким образом, допущено нарушение нормы п. 17 ст. 37 Закона РК №  681-ЗРК.

Порядок проверки избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями определен ст. 37 Закона РК № 681-ЗРК. При проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их доверенные лица. Данная возможность заявителю и его доверенным лицам была предоставлена. Однако законодателем не предусмотрено предоставление кандидатом или его доверенными лицами во время проверки подписных листов доказательств в подтверждение подлинности подписей в подписных листах, опрос лиц, поставивших подписи в подписных листах, или опрос лиц, занимающихся сбором подписей, проведение почерковедческой экспертизы с использованием образцов почерка.

При указанных обстоятельствах несоблюдение Территориальной избирательной комиссией г. Петрозаводска  № 1 пункта 17 ст. 37 Закона РК № 681-ЗРК не может повлечь отмену оспариваемого решения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным оспариваемого решения избирательной комиссии не имеется, в связи с чем заявление Окунева Д.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст.194- 198, ст. 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Окунева Д. А. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска  № 1 от 28.10.2011 года № 8/6-03 об отказе в регистрации Окунева Д. А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по «Зайцевскому» одномандатному избирательному округу  № 2 отказать.

На данное решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Карелия в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:                                                                                           Р.П.Тарасова

             Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200