№ 3 -29/2011 08 ноября 2011 года г.Петрозаводск Верховный Суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Галашевой И.Н. с участием прокурора Миронова С.Ю. при секретаре Пажлаковой П.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степаненкова И.Е. о признании итогового протокола проверки подписных листов, ведомости проверки подписей незаконными и недействительными, признании подписей избирателей действительными, об оспаривании решения ОИК по П избир. округу № Х от 02 ноября 2011 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва, у с т а н о в и л : Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 02 сентября 2011 года № 2204-IVЗС на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва. 01 ноября 2011 года Степаненковым И.Е. получен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, подписанный руководителем рабочей группы ОИК по П избир. округу № Х, и ведомость проверки подписей. Решением ОИК по П избир. округу № Х от 02 ноября 2011 года № N Степаненкову И.Е. отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва в соответствии с пп. «ж» пункта 8 статьи 38 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» в связи с выявлением 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты. Степаненков И.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия и с заявлением о признании итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки подписей незаконными и недействительными. Также просил признать действительными 105 подписей, отнесенных рабочей группой окружной избирательной комиссии к недействительным. В обоснование заявленных требований Степаненков И.Е. указал, что окружная избирательная комиссия в нарушение части 17 статьи 37 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» вручила ему итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей и ведомость проверки подписей не за два дня, а за один день до заседания комиссии, на котором принято решение об отказе ему в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия. Кроме того, указал, что в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей отсутствует ссылка на нормативный акт, нормы которого являются основанием для признания подписей недействительными или недостоверными. В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть заявление в его отсутствие. Представитель заявителя поддержал заявление и пояснил, что Степаненков И.Е. также не был извещен о времени проведения проверки подписных листов и о заседании избирательной комиссии, на котором решался вопрос о его регистрации. Полагает, что отсутствие в подписях избирателей наименования субъекта Российской Федерации является формальным нарушением закона и не является основанием для признания подписей недействительными. Просит отменить решение об отказе в регистрации Степаненкова И.Е. кандидатом в депутаты. Представитель ОИК по П избир. округу № Х просил в удовлетворении заявлений отказать. Изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, представителя окружной избирательной комиссии, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24–26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 81 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» от 26 июня 2003 года № 681 – ЗРК. Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 гола № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичная норма содержится и в подпункте «ж» пункта 8 статьи 38 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» от 26 июня 2003 года № 681-ЗРК. В соответствии с подпунктами «в» и «д» пункта 10 статьи 37 Закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года № 681-ЗРК недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений и подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями. Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 15 сентября 2011 года № 5/27-5 «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва» установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по П избир.округу № Х, 216 – 238 подписей. В силу части 5 статьи 37 Закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года № 681–ЗРК проверке подлежат все представленные подписи в поддержку каждого кандидата, единого списка кандидатов и соответствующие им данные об избирателях, поставивших подписи. Как усматривается из материалов дела, Степаненковым И.Е. в ОИК по П избир. округу № Х были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва документы, в том числе подписные листы, содержащие 238 подписей избирателей. 01 ноября 2011 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, согласно которому кандидатом к проверке заявлено и представлено 238 подписей, проверено рабочей группой 238 подписей, из которых 106 подписей (44,5%) признаны недействительными по основаниям – неоговоренные исправления в дате (одна подпись) и в адресах места жительства избирателей отсутствуют сведения о субъекте Российской Федерации (105 подписей) . Судом обозревались и исследовались все подписные листы с подписями избирателей; отсутствие в подписях избирателей (в адресах их места жительства) сведений о субъекте Российской Федерации и неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя в подписной лист не оспаривается заявителем. В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избиратель ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Согласно части 4 статьи 35 Закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года № 681-ЗРК избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, содержащем сведения об адресе места жительства. Под адресом места жительства избирателя в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пунктом 4 статьи 2 республиканского Закона понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в пределах Российской Федерации. Проанализировав положения федерального и республиканского законодательства, суд приходит к выводу о том, что требование об указании в графе «адрес места жительства» наименования субъекта Российской Федерации является обязательным. Поскольку количество подписей (106 из 238), собранных в поддержку кандидата в депутаты Степаненкова И.Е., признанных избирательной комиссией недействительными, превышает установленный федеральным и республиканским законодательством процент, суд признает отказ избирательной комиссии в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва правомерным, в связи с чем заявление Степаненкова И.Е. об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия удовлетворению не подлежит. Не подлежат удовлетворению и требования о признании итогового протокола проверки подписей и ведомости проверки подписей незаконными и недействительными, признании подписей действительными, поскольку указанные документы, составленные рабочей группой избирательной комиссии, не содержат какого-либо решения, влекущего для Степаненкова И.Е. правовые последствия. Доводы представителя заявителя о том, что отсутствие в подписных листах в адресах места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации является формальным нарушением законодательства и не свидетельствует о недействительности подписей, не могут быть приняты во внимание. Избирательное законодательство не содержит норм, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на значимые и менее значимые и в зависимости от этого определять последствия нарушений. Доводы о нарушении срока передачи кандидату Степаненкову И.Е. итогового протокола о результатах проверки подписных листов не могут являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии. Судом установлено, что основанием для отказа заявителю в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия послужили обстоятельства, связанные с недействительностью представленных им подписей избирателей. Между тем, действующее законодательство (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) не предусматривает возможность внесения каких-либо изменений в подписные листы с подписями избирателей. Доводы представителя заявителя о том, что Степаненков И.Е. не был извещен о времени проведения проверки подписных листов и времени заседания окружной избирательной комиссии, на котором решался вопрос о регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия не нашли своего подтверждения и опровергаются показаниями свидетелей Б. (руководителя рабочей группы избирательной комиссии) и И. (секретаря комиссии). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 259-261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении заявления Степаненкова И.Е. о признании итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки подписей незаконными и недействительными, признании подписей избирателей достоверными и действительными, об оспаривании решения ОИК по П избир. округу № Х от 02 ноября 2011 года № N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный суд Республики Карелия.