№3-42/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 декабря 2011 года г.Петрозаводск Верховный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Тарасовой Р.П. при секретаре Пажлаковой П.А. с участием прокурора Соболевой Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в Республике Карелия об отмене пунктов 1, 2, 3 Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Карелия № 18/145-5 от 22 ноября 2011 года, УСТАНОВИЛ: Региональное отделение политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в Республике Карелия обратилось с заявлением об отмене пунктов 1, 2, 3 Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Карелия № 18/145-5 от 22 ноября 2011 года. Указанным Постановлением: -п.1. на основании пунктов 1, 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» видеоролик под условным названием «П.», баннер «И Л. и О. оказывают значительную помощь людям, нуждающимся в поддержке..» признаны агитационными материалами, содержащими коммерческую рекламу, нарушающими требования ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». -п.2.Региональному отделению Политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в Республике Карелия предписано прекратить трансляцию аудио, видеоролика «П.» на телевизионных и радиоканалах, а также прекратить размещение баннеров «И Л. и О. оказывают значительную помощь людям, нуждающимся в поддержке..». -п.3. в удовлетворении жалобы уполномоченного представителя Регионального отделения Политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в Республике Карелия Раздрогиной Е.А. на действия филиала ВГТРК ГТРК «Карелия» и о привлечении руководителей телерадиокомпании «Карелия» к административной ответственности отказано. Заявление мотивировано тем, что 7 и 11 ноября 2011 года партией «ЯБЛОКО» были заключены договоры с ФГУП ВГТРК филиал «ГТРК «Карелия» о безвозмездном предоставлении эфирного времени для проведения предвыборной агитации № ... (договор от ...) и о предоставлении платного эфирного времени для проведения предвыборной агитации № ... (договор от ...). Согласно условий договоров были предоставлены для размещения в эфире 4 агитационных видеоролика, в том числе и видеоролик под условным названием «П.». Вплоть до 18 ноября 2011 года предоставленные видеоролики размещались в эфире в соответствии с утвержденными графиками. 18 ноября 2011 года на имя П. от ГТРК «Карелия» поступили два письма за номерами ... и ..., в которых телекомпания уведомляла о том, что ролик под названием «П.» направлен в ЦИК РК для получения заключения о соответствии действующему законодательству и просила согласовать замену данного ролика. В письмах не указана причина, по которой прекращена трансляция указанного ролика и не содержится ссылки на нарушения действующего законодательства. Действующим законодательством, а также условиями Договоров ГТРК «Карелия» не предоставлено право по своему усмотрению без предъявления претензий к заказчику снимать с эфира агитационный материал для получения каких-либо заключений ЦИК РК. Нарушение порядка обнародования агитационных материалов влечет наступление административной ответственности, предусмотренной статьей 5.5 КоАП РФ. Вывод ЦИК РК о признании видеоролика «П.» и баннера «И Л. и О.м. комбинат оказывают значительную помощь людям, нуждающимся в поддержке…» агитационными материалами, содержащими коммерческую рекламу, не основан на положениях законодательства. П. является директором ЗАО «О. м.», упоминание им названия юридического лица, которым он руководит, не может быть оценено как реклама. На основании изложенных доводов заявитель просил отменить пункты 1, 2, 3 Постановления ЦИК РК от 22 ноября 2011 года № 18/145-5. В судебном заседании представители заявителя Поддубная Н.А. и Захаренкова И.А., действующие на основании доверенностей, поддержали заявление по доводам, в нем изложенным. Поддубная Н.А. пояснила, что спорный видеоролик и баннер не содержат в себе коммерческой рекламы. Содержащиеся в агитационных материалах высказывания охарактеризовала как социальную и политическую рекламу. Считает, что ГТРК «Карелия» не предоставлено право ни действующим законодательством, ни договорами снять видеоролик с эфира. Данные действия являются незаконными. Прекратив показ видеоролика, ГТРК «Карелия» нарушила действующее законодательство, а именно совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ. Указывая изложенное, просила признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 3 оспариваемого Постановления ЦИК РК. Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Молчанова В.В., действующая на основании доверенности, считает заявление необоснованным. Пояснила, что Постановление ЦИК РК вынесено коллегиально уполномоченным органом, в пределах его полномочий, в установленном законом порядке и в соответствии с требованиями закона. Поводом для изучения агитационных материалов Регионального отделения политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» послужило обращение в ЦИК РК уполномоченного представителя Регионального отделения политической партии «Правое дело» о нарушении Региональным отделением политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в РК действующего избирательного законодательства. На основании данного обращения ЦИК РК, на которую возложены обязанности по проверке соблюдения законодательства при проведении предвыборной агитации, были затребованы от ГТРК «Карелия» спорные агитационные материалы с целью их проверки на предмет соответствия ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ. Изучение представленных материалов показало, что последние содержат признаки коммерческой рекламы, что является недопустимым. Оснований для возбуждения в отношении руководителя ГТРК «Карелия» дела об административном правонарушении комиссией не установлено. Видеоролик «П.» был выслан в адрес ЦИК РК и прекращен его показ на основании письма, направленного ЦИК РК в адрес ГТРК «Карелия» 18 ноября 2011 года. Оплаченное эфирное время, как и время, которое было предоставлено заявителю на безвозмездной основе, было полностью предоставлено Региональному отделению политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в соответствии с графиком. Спорный видеоролик заменен другим. Представители ГТРК «Карелия» Утикеев М.М. и Борисенко А.А., действующие на основании доверенностей, также не признали обоснованность заявления. Пояснили, что ГТРК «Карелия», снимая с эфира ролик под условным названием «П.», действовали в соответствии с указаниями ЦИК РК, содержащимися в письме от 18 ноября 2011 года. Также 18 ноября 2011 года в адрес заявителя были направлены два уведомления о снятии спорного ролика с эфира и было предложено до 21 ноября 2011 года сообщить в адрес ГТРК «Карелия», на какой видеоролик заменить снятый, поскольку по условиям договора заявителем было предоставлено 4 видеоролика. Письма были направлены в адрес П.., поскольку в ролике снят он. П.. также является членом совета Регионального отделения политической партии «РОДП «ЯБЛОКО». Предложений от заявителя по замене видеоролика не поступило, поэтому замена была произведена по усмотрению ГТРК «Карелия». Порядок и очередность выхода агитационных материалов (каждого из предоставленных 4 видеороликов), предоставленных партией «ЯБЛОКО», сторонами не согласовывались. Эфирное время для агитации заявителю предоставлено в соответствии с графиками. Выслушав объяснения Поддубной Н.А., Захаренковой И.А., Молчановой В.В., Утикеева М.М., Борисенко А.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соболевой Ю.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит. На основании ст. 26 ч.1 п.4 ГПК РФ данное дело подсудно Верховному суду Республики Карелия. В соответствии со ст. 48,49 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные объединения, в данном случае Региональное отделение политической партии «РОДП «ЯБЛОКО», имеет право на проведение предвыборной агитации. В силу пунктов 1 и 4 статьи 2 ФЗ № 67-ФЗ агитационными материалами являются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержание признаки предвыборной агитации, предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании. Предвыборной агитаций признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них). Формы предвыборной агитации определены п.2 ст. 48 ФЗ № 67-ФЗ. Частями 3 и 4 статьи 48 ФЗ № 67-ФЗ определено, что предвыборная агитация может проводиться на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, при этом избирательное объединение самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит её, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для её проведения иных лиц. На основании пункта 5.1 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Согласно ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 года (в редакции от 21.11.2011 г.) № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования признается: товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; социальной рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Судом установлено, что между Региональным отделением Политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» и ГТРК «Карелия» заключены два договора: ... года договор № ... о безвозмездном предоставлении эфирного времени для проведения предвыборной агитации и ... года договор № ... о предоставлении платного эфирного времени для проведения предвыборной агитации. По обоим договорам составлены и утверждены графики размещения предвыборной агитации, содержащие сведения о дате выхода в эфир, времени выхода, хронометраже и виде (форме) предвыборной рекламы. 11 ноября 2011 года ГТРК «Карелия» заявителем переданы 4 видеоролика, в том числе, видеоролик под названием «П.». Также был изготовлен баннер. И в видеоролике, и в баннере содержится следующий текст: «И Л. и О.м к. оказывают значительную помощь людям, нуждающимся в поддержке. Это - моя позиция, и позиция моих товарищей по партии. Я обращаюсь ко всем, кто меня знает и мне доверяет: поддержите порядочных людей – голосуйте за партию «ЯБЛОКО». На баннере имеется фотография П. и надпись: «П., директор О. м. комбината». Видеоролик записан также с участием П., текст ролика начинается с его представления. Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что и видеоролик, и баннер не соответствуют определению социальной рекламы, поскольку ч.4 ст. 10 ФЗ «О рекламе» предусматривает запрет на использование в социальной рекламе упоминаний о конкретных марках (моделях? артикулах) товаров, товарных знаков, знаков обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 настоящей статья, к коим рассматриваемая ситуация не относится. Видеоролик и баннер содержат наименование предприятий, сведения о руководителе ЗАО «О.м.» Х., который сам снялся в указанных материалах, о Л., который занимается реализацией продукции, производимой ЗАО «О.м.». Таким образом, содержащаяся в них информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимая к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к продукции, производимой ЗАО «О.м.» и реализуемой в Л., и его продвижению на рынке. При указанных обстоятельствах, суд находит обоснованным пункт 1 Постановления ЦИК РК от 22 ноября 2011 года, согласно которого с учетом положений пунктов 1, 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» видеоролик «П.» и баннер « И Л. и О.м. комбинат оказывают значительную помощь людям, нуждающимся в поддержке…» признаны агитационными материалами, содержащими коммерческую рекламу, нарушающими требования ч. 5.1 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ. Статьей 56 частью 7 названного ФЗ № 67-ФЗ определено, что комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. Установлено, что по 18 ноября 2011 года в эфире ГТРК «Карелия» в соответствии с требованиями ст. ст. 45, 50 ФЗ № 67-ФЗ и условиями заключенных договоров транслировались агитационные видеоролики в поддержку партии «ЯБЛОКО», в том числе, и видеоролик под условным названием «П.». 18 ноября 2011 года в Центральную избирательную комиссию Республики Карелия поступило заявление о нарушении избирательных прав от уполномоченного представителя Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» Н.. В заявлении указано, что в ноябре 2011 года Региональное отделение политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» выпустило в эфир в рамках предвыборной агитации видеоролик, содержащий коммерческую рекламу, что является нарушением п.5.1 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме». В заявлении также содержалась просьба проверить указанные факты и принять меры по привлечению к ответственности виновных лиц. В связи с поступлением указанного заявления Центральная избирательная комиссия Республики Карелия письмом от 18 ноября 2011 года (исх. 01-22/914) истребовала для проверки в ГТРК «Карелия» видеоролик «П.» на предмет содержания в нем коммерческой рекламы. В письме также предлагалось приостановить выход ролика в эфир до получения результатов проверки. В тот же день видеоролик под названием «П.» ГТРК «Карелия» был направлен в ЦИК РК для получения заключения о соответствии его действующему законодательству (письмо от 18.11.2011 года за № 1487/204). Также 18 ноября 2011 года ГТРК «Карелия» в адрес члена регионального Совета политической партии «ЯБЛОКО» П.. было направлено письмо (исх. 1490/204), в котором сообщалось, что видеоролик под названием «П.» направлен в ЦИК РК для получения заключения о соответствии его действующему законодательству, трансляция видеоролика приостановлена и предлагалось незамедлительно сообщить, каким видеороликом из числа представленных его заменить. Сообщение было продублировано извещением по телефону. Согласно графика видеоролик под названием ...» должен был выпущен в эфир 21 ноября 2011 года. Поскольку в период с 18 по 21 ноября 2011 года предложений от партии «РОДП «ЯБЛОКО» о замене ролика не поступило, ГТРК «Карелия» выпустило в эфир другой видеоролик, произведя замену по своему усмотрению. 22 ноября 2011 года состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Карелия, на котором рассматривалось заявление уполномоченного представителя Регионального отделения Политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в Республике Карелия Л. о снятии агитационного ролика под названием «П.» с эфира. По результатам рассмотрения ЦИК РК (голосование – 11 «за», «против – 1) принято Постановление № 18/145-5, которое является предметом обжалования по настоящему делу. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными суду письменными документами, объяснениями представителей ЦИК РК Молчановой В.В., ГТРК «Карелия» Утикеева М.М. и Борисенко А.А. Довод представителя заявителя Поддубной Н.А. в той части, что письмо ЦИК РК от 18 ноября 2011 года об истребовании видеоролика «П.» и предложении приостановить его трансляцию было изготовлено не 18 ноября 2011 года, а позже, проверен судом, не получил подтверждения и опровергается совокупностью исследованных доказательств, изложенных выше. Решение об истребовании для проверки на предмет соответствия действующему законодательству видеоролика под названием «П.» и приостановлении его трансляции в эфире принято Центральной избирательной комиссией Республики Карелия в рамках предоставленных законом полномочий, на основании ч.7 ст. 56 ФЗ № 67-ФЗ. Также правомерными суд находит действия ГТРК «Карелия» по предоставлению в ЦИК РК истребованных агитационных материалов и приостановлению трансляции видеоролика под названием «П.». Дальнейшее размещение в эфире указанного видеоролика могло повлечь для ГТРК «Карелия» наступление установленной действующим законодательством ответственности. Кроме этого, судом принимается во внимание, что ГТРК «Карелия» приняло все возможные меры для замены снятого видеоролика по усмотрению заявителя, известив партию «РОДП «ЯБЛОКО» 18 ноября 2011 года о приостановлении трансляции видеоролика. В соответствии с требованиями ст. 28.3 ч.1 п.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации члены избирательных комиссий с правом решающего голоса вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3-5.5, 5.8-5.10, 5.12,5.15, 5.17-5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 настоящего кодекса. По мнению заявителя в действиях руководителей ГТРК «Карелия» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 5.5 ч.1 КоАП РФ,: нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-коммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц. Принимая во внимание те обстоятельства, что порядок выхода в эфир предоставленных заявителем четырех видеороликов, в том числе и видеоролика под названием «П.», с указанием конкретного времени трансляции и их последовательности определен не был; ГТРК «Карелия» приняло все меры по предоставлению заявителю возможности заменить снятый видеоролик; эфирное время предоставлено избирательному объединению в соответствии с утвержденными графиками; нарушений порядка обнародования в средствах массовой информации названных агитационных материалов, связанных с проведением и подготовкой выборов, ГТРК «Карелия» допущено не было, вывод Центральной избирательной комиссии Республики Карелия об отсутствии оснований для составления в отношении руководителей ГТРК «Карелия» протокола об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.5 ч.1 КоАП РФ, является правомерным. На основании изложенного, суд находит, что Постановление № 18/145-5, принятое Центральной избирательной комиссий Республики Карелия, является законным и обоснованным. Оснований для отмены пунктов 1, 2, 3 указанного Постановления не имеется. На основании ст. 261 ч.2 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 261 ч.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении заявления Регионального отделения политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в Республике Карелия об отмене пунктов 1, 2, 3 Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Карелия № 18/145-5 от 22 ноября 2011 года отказать. На данное решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Карели в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья: Р.П.Тарасова