статья 20.4 часть 1



Судья Семерикова Т.А.

№ 21-56/2012

Р Е Ш Е Н И Е

10 апреля 2012 г.

г. Петрозаводск

Судья Верховного суда Республики Карелия Злобин А.В., рассмотрев жалобу Махренского Б.Л. на постановление государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РК от 27 января 2012 года и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Махренского Б.Л.,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РК от 27 января 2012 года Махренский Б.Л. (председатель (...)) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2012 г. данное постановление оставлено без изменения, жалоба Махренского Б.Л, - без удовлетворения.

С вышеуказанными постановлением и решением не согласен Махренский Б.Л. В жалобе просит их отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на отсутствие состава административного правонарушения и допущенные инспектором существенные процессуальные нарушения. В частности, указывает, что СНиП 21-01-97 является недействующим документом, соответствующие помещения на (....) были построены и введены в эксплуатацию до его принятия, на тот момент действовали иные нормы и правила. При составлении протокола инспектором были допущены существенные нарушения, в связи с чем данный документ является ненадлежащим доказательством по делу. По мнению Махренского Б.Л., пожарный инспектор ошибочно трактует положения СНиП 21-01-97.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу статей 37, 38 закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также должностные лица в пределах их компетенции.

Основанием для привлечения Махренского Б.Л. (как председателя (...)) к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ послужили обнаруженные в ходе проведенных в августе-сентябре 2011 года мероприятий по проверке противопожарного состояния помещений Петрозаводского городского потребительского общества по адресу г.Петрозаводск, ул.Антикайнена, д.34 и пр.Октябрьский, д.9 следующие нарушения требований Правил пожарной безопасности: в отношении помещения по (....) – дверь, отделяющая коридор административного корпуса (здания) от лестничной клетки, не оборудована приспособлением для самозакрытия и уплотнениями в притворах (ППБ 01-03, п.3; СНиП 21-01­-97*, п.6.18*); в отношении помещения по (....) – лестницы, предусмотренные для сообщения между первым и подвальным этажами, не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре (ППБ 01-03, п.3; СНиП 21-01­-97*, п.7.23*).

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся доказательств: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, другими материалами дела. Учитывая изложенное, обоснованность привлечения Махренского Б.Л. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ сомнений не вызывает. Выводы о наличии оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности основаны на фактических обстоятельствах дела, собранных по делу доказательствах, согласуются с требованиями действующего законодательства.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения и ссылки на допущенные инспектором существенные процессуальные нарушения при составлении протокола не могут быть учтены в связи со следующим.

Наличие всех признаков состава правонарушения подтверждается материалами дела, вышеуказанными доказательствами. При этом нельзя разделить позицию Махренского Б.Л. относительно того, что СНиП 21-01-97 является недействующим документом, не подлежит применению к спорным правоотношениям, учитывая также, что соответствующие помещения на (....) были построены и введены в эксплуатацию до его принятия, в период действия иных норм и правил. При этом следует учесть, что обозначенный СНиП является нормативным документом, принят в установленном законом порядке, регистрации как нормативно-правовой акт в органах юстиции не подлежит, поскольку непосредственно не затрагивает прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, пункт 1.1 данного СНиП определяет применимость противопожарных требований к объектам защиты в т.ч. на стадии эксплуатации соответствующих зданий (помещений).

Допущенных должностным лицом нарушений при составлении протокола, на которые ссылается Махренский Б.Л. в жалобе, не установлено. Из материалов дела следует, что о дате составления протокола об административном правонарушении Махренский Б.Л. был извещен, на его составление не явился. В силу положений ст.25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента его возбуждения, т.е. с момента составления соответствующего протокола (ст.ст. 25.5, 28.1 КоАП РФ). При этом полномочия защитника должны быть надлежащим образом подтверждены (ч.3 ст.25.5 КоАП РФ). Однако в материалах дела отсутствуют сведения о явке на составление протокола защитника, имеющего надлежащим образом оформленные полномочия на представление интересов Махренского Б.Л. Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с учетом требований ст.28.2 КоАП РФ. Копия протокола была направлена Махренскому Б.Л. по месту его работы, получена и зарегистрирована, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что копия протокола не был направлена привлекаемому должностному лицу.

Не могут быть учтены и ссылки в жалобе якобы на отсутствие нарушения, указанного в п.1 постановления № 397/1 со ссылкой на то, что доводчик на дверь был установлен еще 05.09.2011. При этом следует учесть, что фактически таковой был установлен уже в период проведения проверки, т.е. данное нарушение имелось на момент ее проведения.

Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых постановления и решения, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях Махренского Б.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, а также не свидетельствуют о наличии существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.

Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления и решения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РК от 27 января 2012 года и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Махренского Б.Л. оставить без изменения, жалобу Махренского Б.Л. - без удовлетворения.

Судья

А.В. Злобин