Судья Петров А.Н. №12-111/2012 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ РЕШЕНИЕ 21 августа 2012 года г. Петрозаводск Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А. при секретаре Спиридоновой И.С., рассмотрев протест Карельского транспортного прокурора на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Прогрессимпорт Оу» (Progressimport Oy), УСТАНОВИЛ: Постановлением судьи Петрозаводского городского суда РК от 13 июля 2012 года АО «Прогрессимпорт Оу» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, и данному юридическому лицу назначено наказание в виде (...). С таким постановлением судьи не согласен Карельский транспортный прокурор, в протесте просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. В обоснование доводов протеста указывает, что, поскольку в соответствии с ч.2 ст.27.11 КоАП РФ стоимость изъятых вещей в случае отсутствия установленных государственных регулируемых цен определяется на основании их рыночной стоимости, судьей при исчислении юридическому лицу размера штрафа необоснованно была применена таможенная стоимость товара. Заслушав объяснения заместителя Карельского транспортного прокурора Вихрова Н.В. и представителя Карельской таможни (...) поддержавших доводы протеста, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам. В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом установлена административная ответственность. Частью 1 ст.16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса. Статьей 150 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (пп.2, 3). Пунктом 1 ст.159 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза сообщает в частности сведения о ввозимых товарах, количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименовании, весе брутто товаров. В силу положений ст.179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Исходя из пп.1, 3 ст.350 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство. Если запасные части и оборудование перемещаются через таможенную границу одновременно с транспортным средством международной перевозки в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса, допускается заявление сведений о них в таможенной декларации на транспортное средство. В соответствии с п.1 ст.183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. Декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с данным Кодексом. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками (ст.ст.188, 189 Таможенного кодекса Таможенного союза). Как следует из материалов дела, (...) в (...) на территорию России из (...) на грузовой комплекс (...) Карельской таможни, расположенный по адресу: (...), под управлением гражданина России (...) прибыло транспортное средство - (...) регистрационный (...) с полуприцепом (...) регистрационный №(...). Водитель (...), который является представителем перевозчика в лице АО «Прогрессимпорт Оу», предоставил для таможенного контроля паспорт гражданина РФ, таможенную декларацию на транспортное средство от 14 марта 2012 года, а также технические паспорта на транспортные средства. В представленной (...) декларации на транспортное средство, зарегистрированной за №(...), было заявлено об отсутствии в транспортных средствах товаров, запасных частей и оборудования и о том, что целью ввоза транспортного средства является начало международной перевозки грузов на таможенной территории. При проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра было установлено, что в кабине (...) на таможенную территорию таможенного союза ввозится электростартер для автомобиля (...) без признаков эксплуатации. Из письменных объяснений водителя следует, что стартер был им получен в сервисном центре (...)» с целью замены предыдущего на автомобиль (...) на котором он работает, никаких документов на данную запасную часть им не получено. В результате указанных событий 13 апреля 2012 года таможенным органом в отношении АО «Прогрессимпорт Оу» был составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым действия АО «Прогрессимпорт Оу» квалифицированы по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. На основании вынесенного 20 марта 2012 года в ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом определения Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением Федеральной таможенной службы была проведена товароведческая экспертиза, согласно заключению которой рыночная стоимость предмета административного правонарушения - электростартера для (...) определена в размере (...) рублей. Приложением к служебной записке от 17 апреля 2012 года произведен расчет таможенной стоимости электростартера для (...) которая составила (...) рублей. Подвергнув анализу приведенные законодательные и нормативные правовые акты и установленные по делу обстоятельства, судья правильно решил, что, поскольку при ввозе транспортного средства международной перевозки (автомобиль «(...)») АО «Прогрессимпорт Оу» не задекларировало ввозимую вместе с транспортным средством международной перевозки запасную часть - электростартер для автомобиля «(...)», подлежащую в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза таможенному декларированию, в данном случае имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. Вместе с тем, признав АО «Прогрессимпорт Оу» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, судья при определении вида и размера административного наказания принял за основу таможенную стоимость предмета административного правонарушения. Санкция ч.1 ст.16.2 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания в виде административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения. Исходя из ст.3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения. В соответствии с ч.2 ст.27.11 КоАП РФ стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2010г. №15-П установлено, что при отсутствии четкого критерия определения стоимости товаров при решении вопроса о привлечении к административной ответственности и при исчислении размера штрафных санкций впредь до внесения федеральным законодателем необходимых изменений в действующее правовое регулирование при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП РФ наличия состава административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории Российской Федерации, рассчитываемая исходя из цены, фактически уплаченной или подлежавшей уплате при их приобретении декларантом за пределами Российской Федерации. Поскольку в данном случае субъектом административного правонарушения является юридическое лицо, при определении размера административного наказания судьей Петрозаводского городского суда РК были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Так как эти обстоятельства не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, постановление судьи Петрозаводского городского суда РК подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении данного дела об административном правонарушении необходимо установить, может ли порядок исчисления размера административного штрафа, установленный названным выше Постановлением Конституционного Суда РФ, распространен на случаи, если административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, совершено юридическим лицом. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: протест Карельского транспортного прокурора удовлетворить. Постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Прогрессимпорт Оу» (Progressimport Oy) отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Петрозаводский городской суд Республики Карелия. Судья Н.А. Колбасова . . . . . .