Судья Кутланова Л.М. Дело № 22-199/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Элиста 11 мая 2010 года
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Нудного С.А.,
судей Антакановой Е.В. и Андреева Э.Г.,
при секретаре Боктаевой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении А.В.Н. по кассационному представлению государственного обвинителя Дамбинова С.О. на приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 марта 2010 года, которым А.В.Н., оправдан по ч. 1 ст. 286 УК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Заслушав доклад судьи Андреева Э.Г. о существе дела, мнение прокурора Чурюмова А.В., поддержавшего доводы кассационного представления об отмене приговора, выступления оправданного А.В.Н., его защитника Бургустинова С.А., представителя потерпевшего П.А.В., судебная коллегия
установила:
Органами предварительного следствия А.В.Н. обвиняется в превышении должностных полномочий при следующих обстоятельствах.
Приказом начальника Государственного учреждения «***» (далее по тексту «***») от 02.10.2007 г. № 1-л А.В.Н. назначен на должность заместителя начальника данного учреждения.
«***» было создано 29.07.1997 г. на основании приказа Минсельхозпрода РФ от 13.03.1997 г. № 53.
Согласно уставу, зарегистрированному в Государственной Регистрационной палате Республики Калмыкия, «***» является некоммерческим учреждением, основной целью деятельности которого является эксплуатация систем сельхозводоснабжения: обеспечение водой, соответствующей ГОСТу «вода питьевая», население, пункты животноводства, промышленных предприятий и других потребителей.
Основные фонды и имущество «***» являлись федеральной собственностью и передано ему в оперативное управление.
В соответствии с трудовым договором от 30.06.2008 г. заместитель начальника «***» А.В.Н. вправе действовать по доверенности от имени предприятия, представлять его интересы, распоряжаться имуществом предприятия в порядке и пределах, установленных законодательством, заключать договоры, в том числе трудовые, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, применять меры дисциплинарного взыскания и поощрения, издавать приказы, распоряжения и давать указания, обязательные для всех работников предприятия и т.д.
Таким образом, А.В.Н. является должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждении.
05.05.2008 г. распоряжением руководителя Территориального управления Росмущества по РК Головатова А.В. № 132-р утвержден акт приема-передачи в одностороннем порядке «***» в качестве имущественного комплекса из федеральной собственности в государственную республиканскую собственность Республики Калмыкия.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении вменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», данный акт приема-передачи от 05.05.2008 г. являлся основанием возникновения у Республики Калмыкия права собственности на указанное в нем имущество.
В соответствии п. 1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Калмыкия (далее - Минземимущество), утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.04.2004 № 117, Минземимущество является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, уполномоченным осуществлять, в том числе управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия. С 17.12.2007 г. правопреемником Министерства земельных и имущественных отношений Республики Калмыкия является Агентство по управлению имуществом Республики Калмыкия.
Согласно разделу 2 Положения о порядке согласования и списания республиканского имущества, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Калмыкия от 25.02.2004 г. № 105, для согласования списания основных средств государственные организации представляют в Министерство следующие документы: письмо-ходатайство о согласовании списания республиканского имущества; копию приказа руководителя государственной организации о создании комиссии по списанию; реестр основных средств, подлежащих списанию; акт технического состояния объекта, подлежащего списанию; проект акта на списание основных средств, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 11.01.2002 г. № 7. Указанные документы рассматриваются постоянно действующей комиссией Министерства по списанию республиканского имущества. Решение указанной комиссии оформляется распоряжением Министерства.
В начале июля 2008 года заместитель начальника «***» А.В.Н. в нарушение указанного порядка списания республиканского имущества, вследствие ложного понимания интересов службы в государственном учреждении, желая незаконным путем привлечь денежные средства для нужд указанного учреждения, решил умышленно, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, реализовать стальные трубы, находящиеся в оперативном управлении «***», являющиеся имуществом Республики Калмыкия, без прохождения предусмотренной процедуры их списания, по заниженным ценам.
При этом А.Н.В. предвидел наступление в результате своих действий таких общественно-опасных последствий, как причинение ущерба бюджету Республики Калмыкия, непоступление в бюджет Республики Калмыкия в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходов от продажи имущества, находящегося в республиканской собственности, занижение реальной стоимости проданных труб, незаконное израсходование денежных средств, полученных от реализации республиканского имущества, и желал наступления указанного преступного результата.
С этой целью 1 июля 2008 года в дневное время суток заместитель начальника «***» А.В.Н., находясь в помещении своего служебного кабинета, умышленно, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, действуя от лица «***», заключил с ООО «****» в лице генерального директора М-ва С.Б. договор поставки от 01.07.2008 г. № 44 об отчуждении в пользу данного общества 4,5 километра стальных труб, диаметром 114 мм., толщиной стенки 2,5 мм, расположенных на территории п. * Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, являющихся собственностью Республики Калмыкия.
При этом, стоимость труб, реализуемых по договору, А.В.Н., в нарушение раздела 2 Положения о порядке согласования и списания республиканского имущества, утвержденного распоряжением Минземимущества Республики Калмыкия от 25.02.2004г. № 105, установил произвольно, без проведения независимой оценки и определения рыночной стоимости, значительно занизив ее, оценив из расчета 2 рубля за 1 кг трубы, всего на общую сумму 61 865 рублей, тогда как их рыночная стоимость как лом черного металла составляла 5 рублей 80 копеек за 1 кг.
На основании договора, подписанного А.В.Н., ООО «****» демонтировало и вывезло 4,5 км труб указанного в договоре трубопровода, за которые внесло в «***» оплату в сумме 61 865 рублей.
Продолжая реализацию умысла на привлечение незаконным путем денежных средств для нужд «***» путем реализации стальных труб, находящихся в оперативном управлении «***», являющихся имуществом Республики Калмыкия, без прохождения предусмотренной процедуры их списания, по заниженным ценам заместитель начальника «***» А.В.Н. 16.07.2008 г. в дневное время суток в помещении своего служебного кабинета, умышленно, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, действуя от лица «***», заключил с ООО «****» в лице генерального директора М-ва С.Б. договор поставки от 16.07.2008 г. № 45 об отчуждении в пользу данного общества 36 километров стальных труб, диаметром 219 мм, толщиной стенки 4 мм, расположенных на территории Яшкульского района Республики Калмыкия, между п. * и с. *, являющихся собственностью Республики Калмыкия.
При этом, стоимость труб, реализуемых по договору, А.В.Н. в нарушение раздела 2 Положения о порядке согласования и списания республиканского имущества, утвержденного распоряжением Минземимущества Республики Калмыкия 25.02.2004 г. № 105, установил произвольно, без проведения независимой оценки и определения рыночной стоимости, значительно занизив ее, оценив из расчета 2 рубля за 1 кг трубы, всего на общую сумму 1 526 946 рублей, тогда как их рыночная стоимость как лом черного металла составляла 5 рублей 80 копеек за 1 кг.
На основании договора, подписанного А.В.Н., ООО «****» демонтировало 36 километров указанного в договоре трубопровода, за которые внесло «***» оплату в сумме 1 526 000 рублей.
Продолжая реализацию умысла на привлечение незаконным путем денежных средств для нужд «***» путем реализации стальных труб, находящихся в его оперативном управлении, являющихся имуществом Республики Калмыкия, без прохождения предусмотренной процедуры их списания, по заниженным ценам заместитель начальника «***» А.В.Н. 22.07.2008 г., в дневное время суток, находясь в помещении своего служебного кабинета, умышленно, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, действуя от лица «***», заключил с ООО «*****» в лице генерального директора Д-ва Ю.В. договор поставки от 22.07.2008 г. № 46 об отчуждении в пользу данного общества 4 километра стальных труб, диаметром 720 мм, толщиной стенки 8 мм, расположенных на территории Кетченеровского района Республики Калмыкия, между п.* и п.**, являющихся собственностью Республики Калмыкия.
При этом, стоимость труб, реализуемых по договору, А.В.Н. в нарушение раздела 2 Положения о порядке согласования и списания республиканского имущества, утвержденного распоряжением Минземимущества отношений Республики Калмыкия от 25.02.2004 г. № 105, установил произвольно, без проведения независимой оценки и определения рыночной стоимости, значительно занизив ее, оценив из расчета 2 рубля за 1 кг трубы, всего на общую сумму 1 093 600 рублей, тогда как их рыночная стоимость как лом черного металла составляла 5 рублей 80 копеек за 1 кг.
На основании договора, подписанного А.В.Н., ООО «*****» демонтировало и вывезло 2 километра указанного в договоре трубопровода, за которые внесло в «***» оплату в сумме 500 000 рублей.
Указанные преступные действия А.Н.В., выразившиеся в незаконной продаже участков трубопроводов, находившихся в оперативном управлении «***», по явно заниженной цене в сумме 2 682 411 рублей, в то время как их реальная рыночная стоимость с учетом расходов по демонтажу и рекультивации составляла 6 040 583 рубля, повлекли за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в виде причинения ущерба бюджету Республики Калмыкия, занижения реальной стоимости проданных труб на 3 358 172 рубля, непоступления в бюджет Республики Калмыкия в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходов от продажи имущества, находящегося в республиканской собственности, а также незаконного израсходования денежных средств, полученных от реализации республиканского имущества.
Органами предварительного следствия действия А.В.Н. квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
В судебном заседании подсудимый вину не признал.
В кассационном представлении государственный обвинитель Дамбинов С.О. просит отменить приговор и направить уголовное дело на новое судебное разбирательство ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и допущенного судом нарушения уголовно-процессуального закона. Считает, что суд дал неверную оценку исследованным доказательствам при определении стоимости реализованных А.В.Н. труб, вследствие чего пришел к необоснованному выводу о его невиновности в совершении преступления. Полагает, суд должен был возвратить уголовное дело прокурору на основании ст. 237 УПК РФ, установив недостатки при составлении обвинительного заключения.
В возражениях на кассационное представление А.В.Н. указывает на несостоятельность изложенных в нем доводов государственного обвинителя.
Изучив материалы уголовного дела, проверив и обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене приговора по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым в случае, если он постановлен в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и основан на правильном применении уголовного закона, при этом выводы суда должны быть надлежаще мотивированы в постановлении.
В соответствии со ст. 88 и 307 УПК РФ оценке подлежит каждое исследованное в судебном заседании доказательство, при этом в приговоре суд должен привести все доказательства, подтверждающие вывод об оправдании лица, а также мотивы, по которым отвергнуты доказательства обвинения.
Указанные требования закона судом в полной мере не соблюдены.
Органами предварительного следствия А.В.Н. предъявлено обвинение в незаконной продаже участков трубопровода, являющихся собственностью Республики Калмыкия, по явно заниженной цене 2 рубля за 1 кг трубы на сумму 2 682 411 рублей, тогда как рыночная стоимость труб как лома черного металла составляла 5 рублей 80 копеек за 1 кг с учетом демонтажа и рекультивации на сумму 6 040 583 рубля, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в виде причинения ущерба бюджету Республики Калмыкия, занижения реальной стоимости труб, непоступления в бюджет Республики Калмыкия доходов от продажи имущества, находящегося в республиканской собственности, и незаконного расходования денежных средств, полученных от реализации республиканского имущества.
Судом установлено, что А.В.Н., являясь заместителем директора «***», в нарушение Положения о порядке согласования и списания республиканского имущества, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РК от 25.02.2004 г. № 105, заключил договоры поставки № 44 от 01.07.2008 г., № 45 от 16.07.2008 г., № 46 от 22.07.2008 г. и реализовал 4,5 километра стальных труб, расположенных на территории п. * Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, 36 километров стальных труб, расположенных на территории Яшкульского района между п. * и п. **, являющиеся собственностью Республики Калмыкия – ООО «****», а также 4 километра стальных труб, расположенных между п. * и п. ** Кетченеровского района, являющиеся собственностью Республики Калмыкия – ООО «*****». Вырученные от реализации денежные средства поступили в кассу «***».
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что определенная органами предварительного следствия стоимость труб, на основании которой были сделаны расчеты о размере ущерба, объективно не подтверждается допустимыми и достоверными доказательствами и на основании ст. 283 УПК РФ назначил по делу комплексную судебную товароведческую экспертизу.
На основании заключения экспертов от 15.12.2009 г. № 943 и других собранных по делу доказательств суд установил, что среднерыночная стоимость реализованных А.В.Н. участков водопроводов составляет 2 681 834 рублей 58 коп., что не превышает стоимость 2 682 411 рублей, по которой фактически они были проданы А.В.Н. ООО «****» и ООО «*****».
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что А.В.Н. действительно реализовал имущество с нарушением установленного законом порядка, однако его действия не повлекли причинение какого-либо ущерба бюджету Республики Калмыкия, следовательно, в них отсутствует состав уголовно-наказуемого деяния.
Однако такие выводы суда не основаны на всесторонней оценке материалов дела, судом не учтены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Так, при определении стоимости недемонтированных труб как лома черного металла в соответствии с методикой расчета, указанной в экспертном заключении от 15.12.2009 г. № 943 и в судебном заседании экспертом Ч-вым, в расчетах суд учел стоимость транспортировки труб до г. Элисты Республики Калмыкия.
Вместе с тем, из показаний свидетеля Д-ва Ю.В., генерального директора ООО «*****», следует, что приобретенные у А.В.Н. трубы он вывез в г. Волгоград и продал там.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Ц-в М.М., К-в И.К., С-в А.С. и М-ов С.Б. пояснили, что перевозили трубы в г. Махачкала Республики Дагестан, но на территории Черноземельского района автомашины с трубами были задержаны сотрудниками ДПС.
Этим показаниям свидетелей суд не дал надлежащей оценки, не указал причины, по которым при расчете стоимости недемонтированных труб по каждому из трех участков трубопровода учел стоимость транспортировки именно до г. Элисты.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного определения среднерыночной стоимости недемонтированных труб, реализованных А.В.Н. и способны повлиять на вывод о его виновности или невиновности в совершении инкриминируемого преступления.
В соответствии со ст. 380 УПК РФ приговор признается не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, если судом не были учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить приговор по основанию несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и направить уголовное дело на новое судебное разбирательство.
В ходе нового судебного рассмотрения суду следует всесторонне исследовать все собранные по делу доказательства на основе состязательности сторон, дать им надлежащую правовую оценку и вынести законное и обоснованное судебное решение. При этом суду следует проверить доводы стороны обвинения о наличии оснований для возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 марта 2010 года в отношении А.В.Н. отменить и уголовное дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе.
Кассационное представление государственного обвинителя удовлетворить.
Председательствующий С.А. Нудной
Судьи Е.В. Антаканова
Э.Г. Андреев