Судья Ендонов Е.К. Дело № 22-86/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 марта 2011 г. г. Элиста
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Мишкеевой А.Л-Г.,
судей Нудного С.А. и Утунова Е.Н.,
при секретаре Доржиевой И.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы потерпевшего Б-ва С.С. на постановление Целинного районного суда от 1 февраля 2011 года, которым
уголовное дело в отношении Лиджиева Д.Н., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.237 УПК РФ.
Заслушав доклад судьи Мишкеевой А.Л.-Г. об обстоятельствах дела, доводах кассационных жалоб потерпевшего Б-ва С.С., объяснения потерпевшего Б-ва С.С., поддержавшего свои кассационные жалобы, мнение прокурора Сангаджи-Горяевой С.А. об оставлении постановления суда без изменения, а кассационной жалобы – без удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
25 января 2011 года в Целинный районный суд поступило уголовное дело в отношении Лиджиева Д.Н., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.318 УК РФ.
Постановлением Целинного районного суда от 26 января 2011 года по данному уголовному делу назначено предварительное слушание на 10 часов 1 февраля 2011 года.
В судебном заседании защитник Бамбаев В.Э. просил уголовное дело в отношении Лиджиева Д.Н. вернуть прокурору для устранения препятствий его рассмотрению судом.
Государственный обвинитель по делу Басангова Г.В. ставила вопрос о прекращении уголовного дела в связи со смертью обвиняемого Лиджиева Д.Н., полагая, что оснований для возвращения уголовного дела прокурору не имеется.
Суд 1 инстанции постановил вышеуказанное постановление. Согласно постановлению суда в обвинительном заключении не указана формулировка предъявленного обвинения Лиджиеву Д.Н., с указанием пункта, части статьи УК РФ. Обвинительное заключение обвиняемому Лиджиеву фактически не вручено. В получении обвинительного заключения расписалось иное лицо (С-в Б.Э.), процессуальное положение которого не определено. Кроме того, на момент утверждения обвинительного заключения обвиняемый Лиджиев был мертв, согласно корешку медицинского освидетельствования он умер <…> января <…> года. Не смотря на это, прокурор 25 января 2011 года направил уголовное дело в суд с утвержденным обвинительным заключением и со сведениями о смерти обвиняемого Лиджиева, т.е. фактически без лица, в отношении которого необходимо принять судебное решение. Данные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, препятствуют рассмотрению уголовного дела и исключают возможность постановления приговора или вынесения иного судебного решения по делу.
В кассационных жалобах (основной и дополнительной) потерпевший Б-в С.С. просит постановление Целинного районного суда отменить, уголовное дело прекратить в связи со смертью обвиняемого Лиджиева Д.Н.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит постановление суда подлежащим отмене, а дело прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ч.4 ст.222 УПК РФ.
Из обвинительного заключения видно, что изложенное обвинение соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении Лиджиева в качестве обвиняемого, в самом обвинительном заключении указаны существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия, приведена формулировка предъявленного обвинения с указанием части и статьи УК РФ.
При таких данных вывод суда первой инстанции о том, что обвинительное заключение в отношении обвиняемого Лиджиева Д.Н. не соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, является неубедительным.
В силу ч.1 ст.221 УПК РФ прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и принимает решение об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд или о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, или о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.222 УПК РФ, после утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, защитника, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства, разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном гл.15 УПК РФ. Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому.
Как видно из материалов уголовного дела, обвинительное заключение прокурором Целинного района утверждено 11 января 2011 года. Копия заключения обвиняемому Лиджиеву Д.Н. не вручена в связи с его смертью, наступившей <…> января <…> года, о чем свидетельствуют корешок медицинского свидетельства о смерти от <…> января <…> года и копия записи акта о смерти № ** от ** января ** года, истребованная судом. Уголовное дело в отношении Лиджиева Д.Н. направлено прокурором в суд 25 января 2011 года.
С учетом приведенных данных, в соответствии с ч.1 ст.24 УПК РФ. Однако это требование закона оставлено судом без внимания.
Согласно п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ, смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, является основанием для прекращения уголовного дела. По смыслу закона уголовное дело в отношении умершего может быть прекращено на любой стадии процесса. Обстоятельств, исключающих прекращение уголовного дела в отношении умершего Лиджиева Д.Н., не имеется.
При таких обстоятельствах постановление суда первой инстанции подлежит отмене, а уголовное дело прекращению на основании п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Поскольку постановление суда от 1 февраля 2011 года о возвращении прокурору уголовного дела в отношении обвиняемого Лиджиева Д.Н. подлежит отмене, то отмене подлежит и частное постановление суда, основанное на доводах о несоответствии обвинительного заключения требованиям уголовно-процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
постановление Целинного районного суда от 1 февраля 2011 года в отношении Лиджиева Д.Н. и частное постановление Целинного районного суда от 1 февраля 2011 года отменить. Уголовное дело в отношении Лиджиева Д.Н. прекратить на основании п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с его смертью.
Кассационную жалобу потерпевшего Б-ва С.С. удовлетворить, кассационное представление государственного обвинителя Басанговой Г.В. удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи: