Иск о возложении обязанности произвести замену ранее выданного спецавтотранспорта



Судья Батырова К.Х.                                                                                          № 44Г- 06 /2010

Докладчик Коченкова Л.Д.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ        ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

24 марта 2010 года                                                                                                          г. Элиста

Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Дакинова Е.Э.

членов Президиума Басангова И.В., Петренко В.Л., Мучаева М.Н.,

                                                    Пюрвеевой А.А., Мишкеевой А.Л.-Г.

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску К.Г.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о возложении обязанности произвести замену ранее выданного специального транспортного средства, переданное в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия определением судьи Сангаджиевой Б.Т. от 1 марта 2010 г. по надзорной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития РК на решение Элистинского городского суда от 22 июля 2009 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 10 сентября 2009 г.

Заслушав доклад судьи Дорджиева Б.Д. об обстоятельствах дела, объяснение представителя Министерства здравоохранения и социального развития РК МБВ, поддержавшего доводы жалобы, возражения истца К.Г.И., Президиум

установил:

Решением Элистинского городского суда от 22 июля 2009 г. исковые требования К.Г.И. удовлетворены. На Министерство здравоохранения и социального развития РК возложена обязанность произвести К.Г.И.. замену за счет средств федерального бюджета по истечении семи лет эксплуатации транспортного средства ВАЗ-111130 «Ока», предоставленного ему в качестве технического средства реабилитации в мае 2001 г. С Министерства здравоохранения и социального развития РК в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 100 руб.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 10 сентября 2009 г. решение Элистинского городского суда РК от 22 июля 2009 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Министерства здравоохранения и социального развития РК - без удовлетворения.

В надзорной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития РК в лице представителя МБВ просит отменить состоявшиеся судебные постановления и принять новое решение об отказе К.Г.И. в иске, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права. Так, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации до 1 января 2005 г. Между тем, К.Г.И. имел транспортное средство реабилитации, не был поставлен на учет по обеспечению им в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г., а потому право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло. Ссылка суда на определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. неправомерна, поскольку оно было вынесено по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент его вынесения. Кроме того, ответчик не вправе исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, и не имеет полномочий по обеспечению инвалидов спецавтотранспортом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения при рассмотрении данного дела были допущены.

Принимая решение по существу, суды исходили из того, что согласно ст. 30 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов РФ или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях. Однако в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны (при наличии установленных до 1 января 2005 г. соответствующих медицинских показаний, как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством) бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 1 января 2005 г. в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы.

Данные выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, нарушают публичные интересы и единство судебной практики.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет.

Пунктом 28 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов    "О внесении изменений и    дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 – 2009 гг. инвалиды – граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они
транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г., а не факт получения инвалидом транспортного средства ранее, до 1 января 2005 г., в качестве технического средства реабилитации.

Как видно из материалов дела, на 1 января 2000 г. К.Г.И. не состоял на учете в органах социальной защиты населения для предоставления ему транспортного средства бесплатно или на льготных условиях.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что оснований для удовлетворения требований К.Г.И. о замене ранее выданного специального транспортного средства не имелось, а, удовлетворив иск, суды не только нарушили публичные интересы, но и допустили нарушение единства судебной практики.


О сформировавшейся судебной практике свидетельствует правовая позиция, содержащаяся в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2009 г. № 87-В09-3, указавшей, что по смыслу действующего законодательства право на получение транспортного средства возникает у инвалида в случае его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации до 1 января 2005 г.

При таких обстоятельствах, постановленные по делу решения не могут быть признаны законными, в связи, с чем подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия

постановил:

Решение Элистинского городского суда от 22 июля 2009 г. и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 10 сентября 2009 г. отменить.

В удовлетворении исковых требований К.Г.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о возложении обязанности произвести замену ранее выданного специального транспортного средства отказать.

Председательствующий