Судья Лиджиев М.А. Докладчик Дорджиев Б.Д. №44-18/2010 20 октября 2010 года г. Элиста Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Дакинова Е.Э., членов Президиума Мучаева М.Н., Петренко В.Л. и Мишкеевой А.Л-Г. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Малодербетовского района РК и Д.В.Э. о признании решения Собрания депутатов Малодербетовского сельского муниципального образования о назначении на должность главы Администрации З.Б.Н. незаконным, обязании Собрания депутатов Малодербетовского сельского муниципального образования принять меры к расторжению контракта от 13 мая 2010 г., заключенному Собранием депутатов Малодербетовского сельского муниципального образования с главой Администрации Малодербетовского сельского муниципального образования З.Б.Н., переданное в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия определением судьи Верховного суда РК Шихановой О.Г. от 24 сентября 2010 г. по надзорному представлению Прокурора Республики Калмыкия Табельского С.В. на кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 13 июля 2010 г. Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г. об обстоятельствах дела, объяснения прокурора Харашкиной Г.Л., заявителя Д.В.Э., поддержавших доводы представления, возражения З.Б.Н. и председателя Собрания Малодербетовского сельского муниципального образования РК Э.П.С., Президиум у с т а н о в и л: Прокурор Малодербетовского района РК и гр-н Д.В.Э. обратились в суд с заявлениями о признании решения Собрания депутатов Малодербетовского сельского муниципального образования (далее СМО) о назначении на должность главы Администрации З.Б.Н. незаконным, обязании Собрания депутатов Малодербетовского СМО принять меры к расторжению контракта от 13 мая 2010 г., заключенному Собранием депутатов Малодербетовского СМО с главой Администрации Малодербетовского СМО З.Б.Н. В обосновании своих требований указали, что З. не отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к главе администрации о наличии стажа по специальности не менее 5 лет или стажа на должности муниципальной службы не менее 2 лет. Отсутствие специального стажа обусловлено тем, что З. 22 сентября 2004 г. по 5 апреля 2008 г. работал в органах внутренних дел на должностях, не требующих высшего образования, которое им было получено только 2 июня 2007 г. В судебном заседании прокурор К.Н.Ш. и заявитель Д.В.Э. поддержали заявленные требования. Председатель Собрания Малодербетовского СМО Э.П.С. и заинтересованное лицо З.Б.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований. Решением Малодербетовского районного суда РК от 9 июня 2010 г. заявления прокурора Малодербетовского района РК и Д.В.Э. удовлетворены. Решение № 1 Собрания депутатов Малодербетовского сельского муниципального образования РК от 13 мая 2010 г. признано незаконным. На Собрание депутатов Малодербетовского сельского муниципального образования РК возложена обязанность расторгнуть контракт от 13 мая 2010 г., заключенный с З.Б.Н. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 13 июля 2010 г. указанное решение отменено. В удовлетворении заявлений прокурора Малодербетовского района РК и Д. В.Э. о признании решения Собрания депутатов Малодербетовского СМО о назначении на должность главы Администрации З.Б.Н. незаконным, обязании Собрания депутатов Малодербетовского СМО принять меры к расторжению контракта от 13 мая 2010 г., заключенному Собранием депутатов Малодербетовского СМО с главой Администрации Малодербетовского СМО З.Б.Н., отказано. В надзорном представлении прокурор Республики Калмыкия Табельский С.В. просит отменить кассационное определение в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции. Считает, что З.Б.Н. не отвечает требованиям, предъявляемым к главе администрации муниципального образования, поскольку не имеет стажа работы по специальности равному пяти лет и выше. В связи с тем, что при рассмотрении надзорного представления возникли сомнения в законности оспариваемого определения, дело было истребовано в Верховный суд РК и определением судьи Шихановой О.Г. от 24 сентября 2010 года дело передано в Президиум. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорного представления, выслушав лиц, участвующих в деле, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Такие нарушения при рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции были допущены. Отказывая в удовлетворении заявления, судебная коллегия руководствовалась ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 4 Закона Республики Калмыкия «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия», ст.ст. 8, 25 Положения о службе в органах внутренних дел РФ и исходила из того, что З. с 22 сентября 2004 г. по 22 марта 2005 г. работал стажером милиционера отдельного взвода ППСМ (в счет должности дознавателя), в период с 22 марта 2005 г. по 1 апреля 2005 г. в должности милиционера отдельного взвода ППСМ (в счет должности дознавателя), с 1 апреля 2005 г. по 5 апреля 2008 г. в должности дознавателя ОД ОВД по району Беговой г. Москвы, имел звание младшего лейтенанта. Эти периоды службы в правоохранительных органах подлежат включению в стаж работы по юридической специальности, поскольку законодательством не предусмотрено, что стаж работы по специальности должен исчисляться только с момента получения диплома о высшем образовании. В связи с этим то обстоятельство, что З., работая на указанных должностях, не имея высшего образования, не может служить основанием для отказа во включении в стаж работы по специальности периода его работы в органах внутренних дел. С этим выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В силу ч. 3 указанной статьи в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Согласно ст. 4 Закона Республики Калмыкия от 18.11.2009 N 148-IV-З (в ред. от 05.05.2010) "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия" в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты", а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования. Для категорий "руководители" высшей, главной групп должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" высшей, главной и ведущей групп должностей муниципальной службы, "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей муниципальной службы - стаж работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет. В соответствии с реестром должностей муниципальной службы (приложение № 1 к указанному закону Республики Калмыкия) глава администрации относится к категории «руководители» высшей групп должностей муниципальной службы. Таким образом, кандидат на должность главы администрации муниципального образования должен иметь высшее образование и стаж работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет. По смыслу данной нормы в стаж работы по специальности до получения высшего образования может включаться лишь период работы на должностях, требующих высшего образования. Как видно из материалов дела, З.Б.Н., глава Администрации Малодербетовского СМО РК, не отвечает квалификационным требованиям, установленным законом субъекта РФ для категории «руководители», поскольку не имеет двухлетнего стажа работы на должности муниципальной службы предшествующей группы или пятилетнего стажа работы по специальности. В стаж работы по специальности нельзя включить время работы З.Б.Н. в органах внутренних дел РФ в период с 22 сентября 2004 г. по 5 апреля 2008 г., поскольку занимаемые им должности (стажер милиционера, милиционер, дознаватель) в соответствии с п. 58.5.11. Приказа МВД РФ от 30.09.1994 N 259 "Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях МВД России, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации" не требуют наличия высшего образования. Высшее образование получено З.Б.Н. только 2 июня 2007 г. (диплом о высшем образовании № ВСА 0327439). Президиум считает, что в период назначения на должность главы Администрации З.Б.Н. не отвечал требованиям, предъявляемым к главе администрации муниципального образования, поскольку не имел стажа работы по специальности пять лет. Таким образом, допущенные судом второй инстанции нарушения норм материального права в силу ст. 387 ГПК РФ являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав Д.В.Э. и иного неопределенного круга лиц. На основании изложенного кассационное определение подлежит отмене, а решение суда первой инстанции – оставлению в силе. Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия п о с т а н о в и л : Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 13 июля 2010 г. отменить и оставить в силе решение Малодербетовского районного суда РК от 9 июня 2010 г. Надзорное представление Прокурора Республики Калмыкия Табельского С.В. удовлетворить. Председательствующий Е.Э. Дакинов П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ