О признании незаконным отказа мэрии г.Элисты в постановке на учет на льготную очередь на получение жилья; о возложении обязанности на Агенство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК предоставить субсидию на приобретение жилого помещения.



Судья Надбитова Г.П. № 44Г-23/2010

Докладчик Дорджиев Б.Д.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

22 декабря 2010 года г. Элиста

Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Дакинова Е.Э.

членов Президиума Басангова И.В., Мучаева М.Н., Олюшева В.Э., Коченковой Л.Д., Мишкеевой А.Л-Г., Пюрвеевой А.А.

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Ц.Л-Г.М. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, Мэрии г. Элисты о признании незаконным отказа Мэрии г. Элисты в постановке на учет на льготную очередь на получение жилья; о возложении обязанности на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, переданное в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия определением судьи Верховного суда РК Сангаджиевой Б.Т. от 13 декабря 2010 года по надзорной жалобе представителя истца Б.Е.Л-Г. на решение Элистинского городского суда от 29 апреля 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 27 мая 2010 года.

Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т., объяснения представителя истца Б.Е.Л-Г., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителей Мэрии г. Элисты С.Ц.Н. и Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия К.С.А., проверив материалы дела, Президиум

у с т а н о в и л:

Ц.Л-Г.М. обратился в суд иском к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, Мэрии г. Элисты о признании незаконным отказа Мэрии г. Элисты в постановке на учет на льготную очередь на получение жилья; о возложении обязанности на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК предоставить субсидию на приобретение жилого помещения.

В обоснование своих требований указал, что является ветераном-участником Великой Отечественной войны, проживает в трехкомнатной квартире общей площадью - 62,53 кв.м., жилой площадью - 39,86 кв.м. В 1997 году квартира была приватизирована, и на него зарегистрировано 1/5 доли квартиры – 12 кв.м. В ноябре 2009 года он подарил свою долю сыну – Ц.Б.Л-Г. В настоящее время в квартире проживают четыре семьи: он со своей сестрой, племянница, которая осуществляет уход за ним, сын Бата с семьей и сын С. с семьей. В феврале 2010 года он обратился в группу по учету и распределению жилья Мэрии г. Элисты с просьбой поставить его на учет на льготную очередь на получение жилья как ветерана-участника Великой Отечественной войны, поскольку имеет право на улучшение жилищных условий. Однако ему отказали, сославшись на то, что он ухудшил свои жилищные условия, а потому не может быть поставлен на учет в течение пяти лет. Просил суд обязать Мэрию г. Элисты и жилищно-бытовую комиссию при Мэрии г. Элисты поставить его с семьей на льготную очередь для получения жилья как ветерана-участника Великой Отечественной войны; обязать Мэрию г. Элисты и жилищно-бытовую комиссию при Мэрии г. Элисты предоставить ему с семьей первоочередное бесплатное жилье в домах государственного и муниципального жилищного фондов.

В судебном заседании истец изменил исковые требования, исключив жилищно-бытовую комиссию при Мэрии г. Элисты из числа ответчиков; указав вторым ответчиком Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК. Просил суд признать незаконным отказ Мэрии г. Элисты в постановке на учет на льготную очередь на получение жилья; обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК предоставить вне очереди субсидию на приобретение жилого помещения из расчета как на одиноко проживающего гражданина.

Решением Элистинского городского суда от 29 апреля 2010 года в удовлетворении исковых требований Ц.Л-Г.М. отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 27 мая 2010 года решение Элистинского городского суда от 29 апреля 2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя Ц.Л-Г.М. – Б.Е.Л-Г.– без удовлетворения.

В надзорной жалобе представитель истца Б.Е.Л-Г. просит отменить состоявшиеся судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении иска либо направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на допущенные судом существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Следовательно, тот факт, что Ц.Л-Г.М. подарил свою долю в квартире сыну не имеет значения, поскольку он как член семьи собственника (сына) сохранил право пользования указанной жилой площадью и продолжает там проживать. В связи с этим утверждения о том, что истец умышленно ухудшил свои жилищные условия, также необоснованны. Кроме того, истец является инвалидом первой группы, лишен нижней конечности, а потому в силу постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 имеет право на дополнительную жилую площадь. Это право он имел как до отчуждения своей доли в квартире в пользу сына, так и после. В квартире вместе с истцом проживает 6 человек, а ее общая жилая составляет лишь 62,53 кв.м.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения судами были допущены.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Ц.Л-Г.М., суды исходили из того, что истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, на учете нуждающихся по месту жительства не состоит. Получив, как инвалид Великой Отечественной войны, в 1984 году жилье в виде трехкомнатной квартиры, подарил свою долю в ней сыну, а повторное предоставление жилья инвалидам или участникам Великой Отечественной войны, уже получившим жилье, законом не предусмотрено.

С такими выводами судов согласиться нельзя, поскольку они сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к вынесению незаконного решения.

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 года № 30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

Пунктом п. 3 ч. 1 ст. 15 указанного Закона участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется жилье за счет средств федерального бюджета.

Согласно ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Таким образом, главным критерием признания гражданина нуждающимся в жилье является его обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Решением № 8 от 31 августа 2006 года Элистинского городского собрания третьего созыва учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека.

Как видно из материалов дела, Ц.Л-Г.М. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы, имеет права и льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от 23 декабря 1997 года квартира № _ в доме _ в _ микрорайоне г. Элисты, состоящая из трех комнат общей площадью 62,53 кв.м., жилой площадью 39,86 кв.м. передана в общую долевую собственность граждан: Ц.Л-Г.М., Ц.Н.М., Ц.С.Л-Г., Ц.Т.Б., Ц.Ю.С. (по 1/5 доли, то есть по 12,5 кв.м.). Согласно свидетельству о государственной регистрации права __ РК ___ от 7 декабря 2009 года собственником указанной квартиры является Ц.Б.Л-Г. на основании договора дарения от 9 декабря 2009 года. Однако истец как член семьи собственника (сына) сохранил право пользования указанной жилой площадью и продолжает там проживать. В настоящее же время в указанной квартире проживает 7 человек (согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика).

Согласно п. 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года, жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

В перечне заболеваний, дающих инвалидам страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817, указано отсутствие нижних конечностей.

Согласно копии заключения врачебной комиссии от 30 апреля 2010 года № 245 Ц.Л-Г.М. установлен диагноз: последствия ранения в Великой Отечественной войне – ампутационная культя правого бедра. Указано, что заболевание входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь согласно постановлению Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 года.

Однако суды не приняли во внимание указанные обстоятельства, хотя на них было указано стороной истца при рассмотрении дела в суде первой и кассационной инстанций.

Вывод судов о том, что, истец не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как намеренно ухудшил их, подарив долю в квартире сыну, то с ними согласиться нельзя, также не может быть признан законным.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Между тем, размер принадлежавшей Ц.Л-Г.М. доли в праве собственности на квартиру был менее гарантированной законом инвалиду - участнику Великой Отечественной войны нормы жилой площади, в силу чего он имел право на улучшение жилищных условий как до отчуждения доли, так и после этого.

Изложенное свидетельствует о том, что Ц.Л-Г.М. нуждается в улучшении жилищных условий, а выводы судов первой и кассационной инстанции о правомерности отказа Мэрии г. Элисты в постановке его на учет на льготную очередь на получение жилья не соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.

Постановлением Правительства РК № 190 от 26 мая 2006 года в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки оп обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 2 данного Порядка установлено, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Республике Калмыкия, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность.

Таким образом, требования Ц.Л-Г.М., являющегося ветераном-участником Великой Отечественной войны, обладающим правом на дополнительную жилую площадь, о возложении на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанности (правопреемник Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия) по предоставлению ему субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность также подлежат удовлетворению.

При таких данных, принимая во внимание, что судами допущена ошибка в применении норм материального права и материалы дела позволяют вынести новое решение, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса считает возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Ц.Л-Г.М.

Руководствуясь ст. ст. 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия

п о с т а н о в и л :

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 апреля 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 27 мая 2010 года отменить.

Признать незаконным отказ Мэрии г. Элисты в постановке Ц.Л-Г.М. на учет на льготную очередь на получение жилья.

Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Ц.Л-Г.М. субсидию на строительство или приобретение жилья в собственность.

Надзорную жалобу представителя истца Б.Е.Л-Г. удовлетворить.

Председательствующий Е.Э. Дакинов