Судья Богзыкова Е.В. № 44Г-06/2011 Докладчик Цакирова О.В. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 20 апреля 2011 года г. Элиста Президиум Верховного cуда Республики Калмыкия в составе: председательствующего членов Президиума рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску А. к М. о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, переданное в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия определением судьи С.. от 1 апреля 2011 года по надзорной жалобе А. на решение Элистинского городского суда от 2 ноября 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 29 декабря 2010 года. Заслушав доклад судьи Л., объяснения А. и её представителя С., поддержавших доводы жалобы, Президиум у с т а н о в и л: А. обратилась в суд с иском к М. о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование своих требований указала, что с 18 августа 1993 года работает главным специалистом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, является государственным служащим Республики Калмыкия. С 1993 года состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Мэрии г.Элисты. Собственного жилья она и её несовершеннолетняя дочь не имеют. 2 ноября 2009 года соответствующей комиссией по месту её работы было принято решение (протокол заседания № 1) о выделении ей единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в размере 1394 000 руб. Все документы переданы в Министерство финансов Республики Калмыкия в ноябре 2010 года. По её расчету размер полагающейся субсидии составляет 1834 530 руб. Просила суд взыскать с Министерства финансов РК в её пользу за счёт средств республиканского бюджета единовременную субсидию на приобретение жилого помещения в размере 1834 530 руб. В ходе рассмотрения дела А. исковые требования уточнила, просила взыскать в её пользу указанную субсидию за счёт средств республиканского бюджета с Министерства здравоохранения и социального развития РК. Определением Элистинского городского суда РК от 20 октября 2010 года произведена замена ответчика на М. В судебном заседании истец А. и её представитель С. уточнённые исковые требования поддержали. Представитель М. исковые требования признала частично, указав, что право на получение субсидии у А. имеется, в связи с чем жилищно-бытовой комиссией 2 ноября 2009 года было принято решение о выделении А. единовременной субсидии в размере 1394 000 руб. Однако денежные средства на выдачу истцу субсидии ответчику не предоставлялись ввиду отсутствия финансирования на указанные цели. Представитель третьего лица – М. исковые требования не признала, пояснила, что порядок и механизм выплаты субсидии Правительством РК не утверждён, в связи чем права на получение субсидии истец не имеет. Представитель У. исковые требования оставила на усмотрение суда. Решением Элистинского городского суда от 2 ноября 2010 года исковые требования А. удовлетворены частично. С М. за счёт средств республиканского бюджета в пользу А.. взыскана единовременная субсидия на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Калмыкия, и расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 29 декабря 2010 года решение Элистинского городского суда от 2 ноября 2010 года отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований А. В надзорной жалобе А. просит отменить кассационное определение и изменить решение суда первой инстанции, мотивируя следующим. Удовлетворяя требования о взыскании в её пользу за счёт средств республиканского бюджета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения без определения конкретной суммы, – в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Калмыкия, суд первой инстанции вынес заведомо неисполнимое решение, поскольку Порядок предоставления государственным гражданским служащим РК единовременной субсидии на строительство или приобретение жилья, утверждённый постановлением Правительства РК от 17 августа 2009 года № 290, утратил силу с 30 августа 2010 года. Суд кассационной инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что на момент её обращения в суд порядок и условия предоставления субсидии на приобретение жилья не были установлены Правительством РК, а действие Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, на спорные правоотношения не распространяется, в связи с чем оснований для удовлетворения её требований не имелось. При этом суд кассационной инстанции не принял во внимание, что на момент её обращения к ответчику с заявлением о выплате единовременной субсидии действовал названный выше Порядок, и выплата должна была производиться ответчиком в соответствии с данным нормативным актом. Ссылки же кассационной инстанции на постановление Правительства РФ «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» от 27 января 2009 года № 63 несостоятельны, поскольку при вынесении решения суд первой инстанции не руководствовался указанным нормативным актом. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия не находит оснований для удовлетворения надзорной жалобы. В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Такие нарушения при рассмотрении данного дела допущены не были. Удовлетворяя исковые требования А. частично, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет гарантированное Законом РК от 07 февраля 2005 года «О государственной гражданской службе Республики Калмыкия» право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. Между тем, исковые требования о взыскании конкретной суммы субсидии в размере 1834 530 руб. удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием соответствующего нормативного правового акта Республики Калмыкия, определяющего порядок и условия предоставления субсидии. Отменяя решение суда и отказывая в иске, суд кассационной инстанции указал, что постановление Правительства РК от 17 августа 2009 года № 290 «О порядке предоставления государственным гражданским служащим Республики Калмыкия единовременной субсидии на строительство или приобретение жилья» утратило силу, и на момент обращения истца А. в суд с иском о взыскании единовременной субсидии на приобретение жилого помещения как государственному гражданскому служащему республики, порядок и условия предоставления указанной субсидии Правительством РК не установлены. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения иска не имелось. Действие утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63 Правил предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на истца не распространяются. Вывод суда кассационной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований А. о взыскании в её пользу единовременной субсидии следует признать правильным по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 4 ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определённых условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 19 Закона Республики Калмыкия от 07 февраля 2005 года №181-III-З «О государственной гражданской службе Республики Калмыкия» (в ред. Закона РК от 04.07.2005 г. № 205-III-З, Закона РК от 03.07.2006 г. № 282-III-З, Закона РК от 20.11.2008 г. № 61-IV-З, Закона РК от 20.03.2009 г. № 85-IV-З, Закона РК от 12.05.2009 г. № 98-IV-З) дополнительно гражданским служащим гарантируется право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Калмыкия. Порядок предоставления государственным гражданским служащим Республики Калмыкия единовременной субсидии на строительство или приобретение жилья утверждён постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 августа 2009 года № 290 (далее – Порядок). Согласно п. 2 Порядка, действовавшего на момент обращения А. в ноябре 2009 года в жилищно-бытовую комиссию по предоставлению государственным гражданским служащим Республики Калмыкия единовременной субсидии на строительство или приобретение жилья Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, единовременная выплата предоставлялась гражданскому служащему по решению руководителя органа государственной власти Республики Калмыкия по месту прохождения гражданской службы в соответствии с настоящим Порядком, при условии, что гражданский служащий проживает в общежитии. Как видно из материалов дела, А. с 18 августа 1993 года работает главным специалистом Министерства здравоохранения и социального развития РК, является государственным служащим Республики Калмыкия. Собственного жилого помещения А. и член её семьи – несовершеннолетняя дочь не имеют, проживают в общежитии по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Балакаева, дом 5, общ. 3. Занимаемая площадь состоит из одной комнаты, площадью 19,6 кв.м. Согласно учётной карточке очередника на получение жилой площади А. на основании решения жилищной комиссии от 19 мая 1993 года включена в список очередников решением исполкома Элистинского городского Совета народных депутатов № 68 от 28 мая 1993 года. Решением жилищной комиссии от 23 декабря 1998 года, постановлением № 1571 от 30 декабря 1998 года переведена в очередь одиноких матерей. Однако право на получение жилой площади истцом не реализовано, субсидию на приобретение жилого помещения она не получала. В соответствии с протоколом № 1 заседания жилищно-бытовой комиссии по предоставлению государственным гражданским служащим Республики Калмыкия единовременной субсидии на строительство или приобретение жилья Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 2 ноября 2009 года, комиссия решила ходатайствовать перед Министерством финансов Республики Калмыкия о выделении А. единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в размере 1394 000 руб. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 17 августа 2009 года №290 утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РК от 30 августа 2010 года №281. Заседание жилищно-бытовой комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, на котором комиссия решила ходатайствовать перед Минфином Республики Калмыкия о выделении А. единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в размере 1394 000 руб., состоялось 2 ноября 2009 года, то есть в период действия постановления Правительства Республики Калмыкия от 17 августа 2009 года № 290. Таким образом, ответчик фактически признал право А. на получение субсидии в размере (1394 000 руб.), который исчислил самостоятельно. Однако отказывается выплатить указанную субсидию в связи с отсутствием денежных средств. Право гражданина на предоставление единовременной субсидии не может быть ограничено ввиду отсутствия соответствующего финансирования, когда такое право гарантировано законом, и ссылка представителя Министерства финансов РК на отсутствие в связи с этим у А. права на предоставление единовременной субсидии является несостоятельной. Между тем, из материалов дела следует, что истцом заявлено требование о взыскании с ответчика в её пользу субсидии. Однако, как следует из п. 28 Порядка право А. на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения может быть реализовано путём перечисления единовременной выплаты на счёт лица, осуществляющего отчуждение жилого помещения (строительство объекта индивидуального жилищного строительства), на счёт для оплаты паевого взноса либо на счёт банка для погашения долга и (или) уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилья, на оплату по договору долевого участия в строительстве, но не выплатой ей лично соответствующих денежных средств. Следовательно, требования А. о взыскании с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия в её пользу единовременной субсидии на приобретение жилого помещения за счёт средств республиканского бюджета в размере 1834530 руб. удовлетворению не подлежат. При указанных обстоятельствах оснований для отмены кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 29 декабря 2010 года не имеется. Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия п о с т а н о в и л : Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 29 декабря 2010 года оставить без изменения, надзорную жалобу А. – без удовлетворения. ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ