Мировой судья Оляхинова Г.З. № 44Г-01/2011 Судья Богзыкова Е.В. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 16 февраля 2011 года г. Элиста Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Басангова И.В. членов Президиума Мучаева М.Н., Петренко В.Л., Коченковой Л.Д., Пюрвеевой А.А. рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах несовершеннолетнего К.Э.П. к Министерству образования, науки и культуры Республики Калмыкия, Управлению образования Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных денежных средств, переданное в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия определением судьи Сангаджиевой Б.Т. от 28 января 2011 года по представлению и.о. прокурора Республики Калмыкия на решение мирового судьи Элистинского судебного участка № 5 Республики Калмыкия от 15 сентября 2010 года и определение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 ноября 2010 года. Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т. об обстоятельствах дела, мнение первого заместителя Прокурора Республики Калмыкия Ж.С.Н., поддержавшего доводы надзорного представления, проверив материалы дела, Президиум у с т а н о в и л: Прокурор Целинного района РК обратился в суд в интересах несовершеннолетней К.Э.П. к Министерству образования, науки и культуры РК, Управлению образования Администрации Целинного районного муниципального образования о взыскании невыплаченных денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей. В обоснование своих требований указал, что К.В.П. распоряжением мэра г. Элисты РК № 758 от 5 июля 2002 года назначен опекуном К.Э.П., --- года рождения. В период с января 2007 года по сентябрь 2008 года К.В.П. ежемесячно получал на содержание подопечной К.Э.П. денежную выплату в сумме 4500 руб., установленную п. 1 Постановления Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2006 года № 520 «О размере денежной выплаты опекунам (попечителям) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 2 Закона Республики Калмыкия от 10 июля 2009 года № 112-IV-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Калмыкия» в Закон РК от 25 апреля 2006 года № 263-Ш-З «О порядке и размере выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» внесены изменения, которыми предусмотрено, что выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в пустынной и безводной местности, производится с учетом повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия, занятых на работах в пустынной и безводной местности. Закон вступил в силу 21 июля 2009 года. Постановлением Правительства РФ «О предоставлении в 2008-2010 годах субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью» от 29 декабря 2007 года № 942, утверждена Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, согласно которой размер субвенции, выделяемой субъекту Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, определяется с учетом районного коэффициента, установленного в субъекте Российской Федерации. По информации Управления образования Администрации Целинного РМО при исчислении и выплате ежемесячного денежного содержания на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, на К.Э.П., повышающий коэффициент в размере 10% не применялся. Прокурор Целинного района РК просил суд взыскать с Министерства образования Республики Калмыкия в пользу К.В.П. невыплаченные денежные средства на содержание К.Э.П. за период с 1 января 2007 года по 1 сентября 2008 года в сумме 9000 руб. Решением мирового судьи Элистинского судебного участка № 5 Республики Калмыкия от 15 сентября 2010 года отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Целинного района РК в интересах несовершеннолетней К.Э.П. к Министерству образования, науки и культуры РК, Управлению образования Администрации Целинного районного муниципального образования о взыскании невыплаченных денежных средств. Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 ноября 2010 года решение мирового судьи оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения. В представлении и.о. прокурора Республики Калмыкия ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 944 утверждены Правила предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях и оплату труда приемных родителей, а также Методика распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях. В соответствии с п. 3 Методики размер субсидии, предоставляемый бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей определяется по формуле, одной из составляющих которой является районный коэффициент в субъекте Российской Федерации. Предоставление субсидий бюджету республики на период 2008 - 2010 годы осуществлялось на основании Соглашения, заключенного между Правительством РК и Министерством образования, культуры и науки РК с Федеральным агентством по образованию 13 марта 2008 года. Предоставление субсидий из федерального бюджета на эти же цели в 2007 году осуществлялось на основании Соглашения, заключенного 15 марта 2007 года. Определение объема предоставляемых субсидий производилось с учетом действующих на территории республики районных коэффициентов, установленных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 06.08.1971 года № 315, а также постановлением Правительства РК от 15.01.2007 года № 7 «Об установлении повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия, занятых на работах в пустынной и безводной местности». Таким образом, получая в 2007 - 2008 г.г. из федерального бюджета субсидии в объеме, предусматривающем начисление на указанную выплату районного коэффициента, ответчик фактически занизил размер ежемесячной денежной выплаты на содержание К.Э.П., находящейся под опекой, недоплатив опекуну взыскиваемую сумму. Кроме того, суд не учел, что поскольку повышающие коэффициенты установлены нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти Республики Калмыкия, расходы на их выплату в силу ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, являются ее обязательством. Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Такие нарушения при рассмотрении данного дела были допущены. Отказывая в иске прокурору, суды исходили из того, что Закон Республики Калмыкия, устанавливающий расходные обязательства, по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приёмных семьях, а также на оплату труда приемных родителей с учетом повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия, занятых на работах в пустынной и безводной местности, принят 10 июля 2009 года, вступил в законную силу 21 июля 2009 года. Следовательно, выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в пустынной и безводной местности, должна производиться с учетом повышающих коэффициентов после вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 10 июля 2009 года № 112-IV-3, то есть с 21 июля 2009 года. Методика распределения субсидий, утвержденная Постановлением Правительства РФ, на которую ссылается прокурор, носит рекомендательный характер, определяет порядок расчета субсидии, не устанавливает порядок и размер выплачиваемых на содержание ребенка опекуну денежных средств, расходные обязательства субъекта РФ, регулирование которых отнесено федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Указанные выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72, части 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и последние вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это предоставление им за время пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. Статьей 5 этого же Закона определено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите таких детей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Наряду с этим, право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка было предусмотрено абзацем 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации. Выплата указанных денежных средств предусматривалась в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, введенном Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 944 утверждены Правила предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) приемных семьях и труда приемных родителей, а также Методика распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей. Данная методика предусматривает применение к ежемесячным выплатам районных коэффициентов. Так, в пункте 3 Методики указано, что размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей определяется по формуле, одной из составляющих которой являются районный коэффициент в субъекте Российской Федерации). Совокупность указанных норм свидетельствует о том, что федеральным бюджетом предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях с учетом установленного в субъекте Российской Федерации районного коэффициента. Согласно ст. 1 Закона Республики Калмыкия «О порядке и размере выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» от 25 апреля 2006 года № 263-III-3 (в редакции Закона РК от 10.07.2009 N 112-IV-З) размер денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается на ребенка до 6 лет в размере 4100 рублей, на ребенка от 6 до 18 лет - в размере 4500 рублей. Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в пустынной и безводной местности, производится с учетом повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия, занятых на работах в пустынной и безводной местности. Размер денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит ежегодной индексации и утверждается законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из фактических цен, сложившихся в Республике Калмыкия, в соответствии с нормами обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем, установленными Правительством Республики Калмыкия. Предоставление субсидий бюджету республики на период 2008 - 2010 годы осуществлялось на основании Соглашения, заключенного между Правительством Республики Калмыкия и Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия с Федеральным агентством по образованию 13 марта 2008 года. Предоставление субсидий из федерального бюджета на эти же цели в 2007 году осуществлялось на основании Соглашения, заключенного 15 марта 2007 года. Определение объема предоставляемых субсидий производилось с учетом действующих на территории республики районных коэффициентов, установленных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 06.08.1971 года № 315, а также постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15.01.2007 года № 7 «Об установлении повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия, занятых на работах в пустынной и безводной местности». На территории Целинного районного муниципального образования установлен коэффициент 1,1. Между тем, как видно из материалов дела, в Целинном районном муниципальном образовании при начислении и выплате ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышающий коэффициент в размере 10% за период с 1 января 2007 года по 1 июля 2009 года не применялся (л.д. 7). К.В.П. в период с января 2007 года по сентябрь 2008 года ежемесячно получал на содержание подопечной К.Э.П. денежную выплату в сумме 4500 руб. При таких данных выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора не соответствуют нормам материального права и не основаны на фактических обстоятельствах дела. Выводы суда о том, что поскольку Закон Республики Калмыкия, устанавливающий расходные обязательства, по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приёмных семьях, а также на оплату труда приемных родителей с учетом повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия, занятых на работах в пустынной и безводной местности, вступил в законную силу 21 июля 2009 года, а потому выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в пустынной и безводной местности, должна производится с учетом повышающих коэффициентов с 21 июля 2009 года, несостоятелен. Согласно пункту 1 Правил предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей предусмотрено, что указанные правила определяют порядок предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячных выплат и содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, в том числе переданных на воспитание в семьи граждан до 1 января 2008 года. При таких данных, принимая во внимание, что судами допущена ошибка в применении норм материального права и материалы дела позволяют вынести новое решение, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах несовершеннолетней К.Э.П. Размер невыплаченных сумм за период с 1 января 2007 года по 1 сентября 2008 года составит 9000 рублей. (4500 рублей х 10% х 20 месяцев). Руководствуясь ст. ст. 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия п о с т а н о в и л : Решение мирового судьи Элистинского судебного участка № 5 Республики Калмыкия от 15 сентября 2010 года и определение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 ноября 2010 года отменить. Исковые требования прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах несовершеннолетней К.Э.П. к Министерству образования, науки и культуры Республики Калмыкия, Управлению образования Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных денежных средств удовлетворить. Взыскать с Управления образования Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу К.В.П невыплаченные денежные средства на содержание подопечной К.Э.П. за период с 1 января 2007 года по 1 сентября 2008 года в сумме 9000 рублей. Министерству образования, науки и культуры Республики Калмыкия перечислить указанную сумму на счет Управления образования Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия. Представление и.о. прокурора Республики Калмыкия Ж.С.Н. удовлетворить.ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ