Постановление Президиума ВС РК от 24 августа 2011 г. по иску Нусхинова Дорджи Джамбуловича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о возобновлении выплаты пенсии и применении районного коэффициента при её исчислении.



Судья Фурманов И.В. № 44Г-16/2011 г.

Докладчик Басангов Н.А.

П О С Т А Н О В Л Е Н И ЕП Р Е З И Д И У М А В Е Р Х О В Н О Г О С У Д АР Е С П У Б Л И К И К А Л М Ы К И Я

г. Элиста 24 августа 2011 года

Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Басангова И.В.

членов Президиума Петренко В.Л., Коченковой Л.Д., Пюрвеевой А.А.,

Мишкеевой А. Л-Г.,

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Н. к М. о возобновлении выплаты пенсии и применении районного коэффициента при её исчислении по надзорной жалобе Г. на кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 14 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Сангаджиева А.В. об обстоятельствах дела, объяснения Н, представителя М, Президиум

УСТАНОВИЛ:

Н. обратился в суд с иском к М. о возобновлении выплаты пенсии и применении районного коэффициента при её исчислении.

В обоснование своих требований указал, что в период с июля 1996 года по июнь 2003 года работал в У. (далее – У) в должности старшего следователя по особо важным делам. 27 июня 2003 года он уволен со службы в соответствии с п. «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ. При увольнении ему назначена пенсия в размере 5858 рублей 39 копеек, которая в настоящее время с учетом производившихся повышений и индексаций составляет 13477 рублей 85 копеек. С сентября 2003 года он работал в должности старшего следователя С., уволен 13 января 2011 года по основанию предусмотренному п. «б» ч. 6 ст. 19 Закона РФ «О милиции». Размер назначаемой ему пенсии при увольнении составил 11300 рублей, что меньше по сравнению с ранее назначенной ему пенсией при увольнении из УФСНП РФ по РК. 27 января 2011 года ответчик отказал ему в возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии. Поскольку он зарегистрирован и проживает в с. Т., где к заработной плате рабочих и служащих и к назначаемым пенсиям применяется районный коэффициент 1,1, просил суд обязать М. возобновить ему выплату пенсии, назначенную 01 июля 2003 года при увольнении со службы в У., применить к назначенной пенсии районный коэффициент 1,1.

Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 мая 2011 года производство по делу в части возложения на М. обязанности по возобновлению Н. выплаты пенсии, назначенной 01 июля 2003 года при увольнении со службы в У., прекращено в связи с отказом истца от иска.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2011 года в удовлетворении исковых требований Н. к М. о применении районного коэффициента при исчислении пенсии отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 14 июля 2011 года решение Элистинского городского суда от 8 июня 2011 года отменено, вынесено новое решение, которым на М. возложена обязанность к назначенной Н. 13 января 2011 года пенсии применить районный коэффициент 1,1.

В надзорной жалобе М. ставит вопрос об отмене кассационного определения в виду неправильного применения норм материального права. По мнению заявителя, сформулированная в обжалуемом судебном постановлении правовая позиция суда кассационной инстанции со ссылкой на ч.1 ст.48 Закона РФ от 12февраля1993года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не применима в настоящем деле, поскольку данная норма предусматривает исчисление размера пенсии с учетом районного коэффициента только лишь пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указывает на то, что Н. проходил службу в должности старшего следователя С., денежное довольствие ему исчислялось без учета районного коэффициента.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум Верховного Суда Республики Калмыкия находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела такие нарушения были допущены судом кассационной инстанции, которые выразились в следующем.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на ст.48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», исходил из того, что пенсия с применением районного коэффициента может быть начислена тогда, когда заявитель получал заработную плату с учетом районного коэффициента, установленного за работу в пустынной, безводной местности. Между тем, заработная плата Н. как в период работы в У., так и в период работы в М. выплачивалась без учета районного коэффициента, так как территория г. Элисты не отнесена к пустынным и безводным местностям.

Отменяя указанное решение и удовлетворяя требования Н., суд кассационной инстанции исходил из того, что истец, являясь пенсионером органов внутренних дел, проживает в местности, где к заработной плате рабочих и служащих установлен районный коэффициент. В связи с чем, ответчик обязан исчислять пенсию пенсионера внутренних дел с учетом районного коэффициента.

Указанный вывод суда кассационной инстанции основан на неправильном применении и толковании норм материального права.

Пенсионное обеспечение пенсионеров органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон).

В соответствии со ст.1 Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.

Согласно ст.43 названного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В силу ч.1 ст.48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

По смыслу указанных норм основанием для применения районного коэффициента к назначенной пенсии следует считать факт прохождения лицами рядового и начальствующего состава службы в органах внутренних дел Российской Федерации в местности, где к заработной плате рабочих и служащих установлены соответствующие районные коэффициенты. Районный коэффициент как отдельная составная часть денежного довольствия, применяемого для исчисления пенсии, Законом не предусмотрен.

Как установлено судами первой и кассационной инстанций, Нусхинов Д.Д. с 1 октября 1977 года по 6 мая 1996 года проходил службу в органах внутренних дел Республики Калмыкия, с 17 июля 1996 года по 1 июля 2003 года – в У., с 1 июля 2003 года по 13 января 2011 года - в М.. Приказом М. от 13 января 2011 года № 57-л/с Н. уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста, ему возобновлена пенсия по выслуге лет, исходя из размеров оклада по последней штатной должности в органах налоговой полиции, оклада по специальному званию налоговой полиции и процентной надбавки за выслугу лет.

Из постановления Совета Министров Калмыцкой АССР от 29 сентября 1971 года № 491 «Об установлении коэффициента к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на «Черных землях»» видно, что к заработной плате работников предприятий, организаций и учреждений г. Элисты районный коэффициент не применяется.

Поскольку Н., будучи работником М. и У., работал в г. Элисте где названный коэффициент к заработной плате не применяется, правовых оснований для применения районного коэффициента к назначенной пенсии истца не имеется.

Довод Н. о том, что в силу занимаемой должности он осуществлял предварительное следствие по преступлениям совершенным на всей территории Республики Калмыкия, а не только города Элисты, правового значения для исчисления размера не имеет.

Как следует из материалов дела, Н. зарегистрирован и проживает в сельской местности по адресу:, которая отнесена к местности, где к заработной плате рабочих и служащих применяется районный коэффициент по ставке 1,1.

Между тем сам по себе факт проживания Н. в такой местности не является основанием для применения установленного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, в случае, если к заработной плате пенсионера в период его работы такой коэффициент не применялся.

При таких данных вывод судебной коллегии о том, что право на увеличение пенсии возникает при одном лишь факте проживания в местности с неблагоприятными природно-климатическими условиями, где установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих является ошибочным.

В этой связи определение суда кассационной инстанции от 14 июля 2011 года нельзя признать законным, и по изложенным основаниям оно подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 08 июня 2011 года- оставлению в силе.

Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 июля 2011 года отменить, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2011 года оставить в силе.

Надзорную жалобу удовлетворить.Председательствующий И.В.Басангов