Гражданское дело по иску о восстановлении срока для принятия наследства



Судья Карвенова Е.В. Дело № 33-25/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего               Коченковой Л.Д.,

судей                                                 Лиджеевой Л.Л. и Шихановой О.Г.,

при секретаре                                  А.,  

рассмотрела в судебном заседании дело по исковому заявлению Д.З.У. к Т.Д.В. о восстановлении срока для принятия наследства по кассационной жалобе ответчика на решение Элистинского городского суда РК от 16 ноября 2009 г.

Заслушав доклад председательствующего, представителя истца М.И.П., судебная коллегия

 установила:

            Д.З.У. обратилась в суд с указанным иском и в обоснование требований указала, что 8 апреля 2006 г. умерла ее дочь – Т.Э.П., после смерти которой открылось наследство в виде домовладения, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. ***, **. Наследниками первой очереди по закону являются: она, супруг дочери Т.Д.В. и ее дети К-ва А., 1994 г.р. и Т-ев Д., 2002 г.р. С 1967 г. по настоящее время истица проживает в указанном домовладении, несет бремя его содержания, оплачивает коммунальные платежи, налоги. Т.Э.П. покончила жизнь самоубийством, истица и ее дочь М.И.П. неоднократно обращались в правоохранительные органы с заявлением о привлечении Т.Д.В. к уголовной ответственности. Поэтому она обращалась к нотариусу с заявлением о приостановлении срока принятия наследства. В результате трагической гибели дочери она заболела и в настоящее время является инвалидом II группы. Считает, что срок для принятия наследства пропущен ею по уважительной причине. Просила восстановить срок для принятия наследства, состоящего из целого одноэтажного жилого дома, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., и земельного участка, площадью 600 кв.м., расположенных по адресу: г. Элиста, ул. ***,**, открывшегося 8 апреля 2006 г. после смерти Т.Э.П.

В судебном заседании Д.З.У. и ее представитель С.Л.В. исковые требования поддержали.

Нотариус Ш.Г.Б. против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Т.Д.В. в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.

 Решением Элистинского городского суда РК от 16 ноября 2009 г. исковые требования Д.З.У. удовлетворены. Причины пропуска Д.З.У. срока для принятия наследства признаны уважительными. Срок для принятия наследства, состоящего из целого одноэтажного жилого дома, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., и земельного участка, площадью 600 кв.м., расположенных по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. ***, дом **, открывшегося после смерти Т.Э.П., умершей 8 апреля 2006 г., Д.З.У. восстановлен.

 В кассационной жалобе Т.Д.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и направлении дела на новое рассмотрение. Считает, что истицей не была доказана невозможность подачи заявления о принятии наследства в установленный законом срок, а само по себе наличие заболевания не препятствует обращению с соответствующим заявлением к нотариусу. Между заболеванием истицы и невозможностью подачи заявления нотариусу нет причинно-следственной связи, в мотивировочной части решения нет мотивировки об уважительности пропущенного ею срока для принятия наследства. В резолютивной части решения суд восстановил Д.З.У. срок для принятия наследства, состоящего из целого жилого дома и земельного участка, тогда как наследниками по закону Т.Э.П. являются также ее супруг и дети.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя исковые требования Д.З.У., суд руководствовался п. 1 ст. 1154, п. 1 ст. 1155 ГК РФ и исходил из того, что истица является матерью Т. (урожденной – Д.) Э.П., умершей 8 апреля 2006 г., после смерти которой открылось наследство в виде одноэтажного жилого дома с цокольным этажом (литер 1), общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., и земельного участка, площадью 600 кв.м., по адресу: г. Элиста, ул. ***, **. Причины пропуска Д.З.У. срока для принятия наследства признаны судом уважительными в результате установления ей в 2006 г. инвалидности II группы, неоднократного нахождения на стационарном и амбулаторном лечении в медицинских учреждениях по поводу сахарного диабета и облетерирующего атеросклероза нижних конечностей.

С указанными выводами следует согласиться ввиду их соответствия закону и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.

В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что Д.З.У. является одним из наследников первой очереди после смерти своей дочери Т. (урожденной – Д.) Э.П.

Из материалов дела усматривается, что Т.Э.П., умершей 8 апреля 2006 г., на праве собственности принадлежал одноэтажный жилой дом с цокольным этажом (литер 1), общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., и земельный участок, общей площадью 600 кв.м., по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. ***, **.

Обращаясь в суд с иском, Д.З.У. сослалась на то, что с 1967 г. по настоящее время проживает в указанном домовладении, несет бремя его содержания. В результате трагической гибели дочери заболела и стала инвалидом II группы.   

При разрешении данного дела суд обоснованно руководствовался нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения сторон.

В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Таким образом, по смыслу указанной нормы к числу уважительных причин следует отнести то, что наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, либо хотя и знал об этом, но не мог в установленном порядке выразить свою волю в силу обстоятельств, объективно препятствовавших своевременно обратиться с заявлением о принятии наследства либо фактически принять наследство.

Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить срок для принятия наследства, в законодательстве не содержится. Вместе с тем, в каждой конкретной ситуации этот вопрос может быть решен индивидуально, с учетом всех обстоятельств дела.

В суде первой инстанции подробно исследованы доводы истца об уважительных, с ее точки зрения, причинах пропуска срока для принятия наследства и им дана надлежащая оценка, с которой согласна и судебная коллегия.

Так, в суде установлено, что Д.З.У. знала об открытии наследства, но пропустила срок для его принятия. Причинами, послужившими основанием для пропуска срока, явились возникшие и обострившиеся после гибели дочери в 2006 г. заболевания: ***диабет, *** атеросклероз сосудов ***, ***, в результате чего в сентябре 2006 г. Д.З.У. была установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Согласно представленным истицей доказательствам уважительности пропуска срока, она в 2006-2009 г.г. находилась на стационарном и амбулаторном лечении, обследовалась и наблюдалась в медицинских учреждениях у специалистов различного профиля как в Республике Калмыкия, так и за пределами региона. Состояние здоровья Д.З.У. препятствовали принятию наследства в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах вывод суда об уважительных причинах пропуска Д.З.У. срока для принятия наследства является правильным. В связи с чем, заявленные требования удовлетворены правомерно.

В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы о том, что истица не доказала невозможность подачи заявления о принятии наследства противоречат материалам дела.

Ссылка кассатора на то, что решение подлежит отмене, так как суд восстановил Д.З.У. срок для принятия наследства, состоящего из целого жилого дома и земельного участка, тогда как наследниками по закону Т. Э.П. являются также ее супруг и дети, не может быть принята во внимание.

Как следует из судебного решения, вопрос о размере долей наследников умершей Т.Э.П. предметом обсуждения суда не являлся и суждение суда о праве истицы на целое домовладение в решении отсутствует.

Судом при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, нарушений норм процессуального закона не допущено, в связи с чем, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Элистинского городского суда РК от 16 ноября 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Т.Д.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Д. Коченкова

Судьи Л.Л. Лиджеева  

                                                                                                     О.Г. Шиханова