Судья Чуев Д.Ю. Дело № 33-442/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е27 мая 2010 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Габунова Н.Э.,
судей Шихановой О.Г. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре Ц.Н.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску О.С.Э. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 29 апреля 2010 г.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А. об обстоятельствах дела, объяснения О.С.В. и ее представителя М.К.Б., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК К.С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
О.С.Э., 23 февраля 1963 года рождения, обратилась в суд с иском к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК (далее – Агентство) о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, ссылаясь на то, что ее родители О.Ш.Б. и О.Э.Б. умерли в 1976 г. В конце декабря 1976 г. ее опекуном был назначен старший брат О.Т.Э. После окончания школы в 1980 г. она училась в ГПТУ № 23 г. в Элисте. Окончив училище, работала на заводе «Одн». В 1982 г. поступила в Калмыцкое культурно-просветительное училище, по окончании которого в 1985 году уехала в п. Чилгир, где проживала у родственников. В последующем обучалась в бухгалтерской школе, получив диплом об образовании, стала работать в бухгалтерии медицинского учреждения. Своего жилья до сих пор не имеет. В мае 1991 г. ей были предоставлены койко-место в общежитии медработников и постоянная прописка. 27 сентября 1991 г. она была принята на общегородской учет нуждающихся в жилом помещении, в 2001 г. переведена в очередь одиноких матерей. В настоящее время проживает вместе с дочерью, 1996 года рождения, в общежитии медицинского колледжа в подсобном помещении без удобств площадью 18 кв.м на условиях временного заселения. Обратившись с заявлением в жилищную комиссии при Мэрии г. Элисты о переводе ее в очередь детей-сирот, получила отказ. С данным отказом она не согласна. Ссылаясь на ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просила суд обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК обеспечить ее вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения с учетом установленной социальной нормой – 42 кв. м на состав семьи 2 человека.
В судебном заседании О.С.Э. и ее представитель М.К.Б. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Агентства К.С.А. исковые требования не признал.
Представитель Мэрии г. Элисты РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося лица.
Решением Элистинского городского суда РК от 29 апреля 2010 г. в удовлетворении исковых требований О. С.Э. отказано.
В кассационной жалобе О.С.Э. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение. При этом указывает на то, что содержащиеся в ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей» положения, на которые сослался суд в обоснование своих выводов, не предусматривают, до какого предельного возраста после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания сирота может быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из того, что право на получение субсидии на приобретение жилого помещения имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет. Поскольку до достижения указанного возраста как сама истица, так и ее законные представители либо другие компетентные органы в ее интересах за постановкой на соответствующий учет в целях реализации имеющегося у нее права на получение жилого помещения не обращались, оснований для признания наличия у нее права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот в виде внеочередного предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения и удовлетворения исковых требований не имеется.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку при рассмотрении дела судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, в решении им дана необходимая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям материального закона.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 названного закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
По смыслу указанных норм положения данного закона распространяются только на лиц указанных категорий граждан до достижения ими 23-летнего возраста.
Абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения ими 23-летнего возраста.
Как видно из материалов дела, до достижения указанного возраста истица О.С.Э., 1963 года рождения, а также компетентные органы в ее интересах не обращались за реализацией ее права на обеспечение жилой площадью. Истица обратилась с заявлением о постановке на учет как нуждающаяся в жилье сирота впервые в 2010 г., то есть после достижения возраста 23 лет.
Следовательно, на момент обращения с заявлением о постановке на учет истица не относилась ни к одной из категорий лиц, названных в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких данных, поскольку рассматриваемым федеральным законом социальные гарантии предоставляются лишь лицам, вставшим на жилищный учет до достижения ими 23-летнего возраста, суд пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для постановки на учет и предоставления истице во внеочередном порядке субсидии на приобретение или строительство жилья в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеется.
Учитывая изложенное, несостоятельными являются доводы жалобы о том, что факт достижения истицей 23-летнего возраста сам по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающие право на внеочередное обеспечение жилой площадью, распространяются лишь на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При таких обстоятельствах, учитывая нормы действующего законодательства, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а :
Решение Элистинского городского суда РК от 29 апреля 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу О.С.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий: Габунов Н.Э.
Судьи: Шиханова О.Г.
Шовгурова Т.А.