Заявление об оспаривании бездействия МЧС РФ



Судья Фурманов И.В. Дело № 33-406/2010 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Габунова Н.Э.

судей Шихановой О.Г. и Шовгуровой Т.А.

при секретаре Д.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Т.Б. об оспаривании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по кассационной жалобе представителя МЧС России С.М.В. на решение Элистинского городского суда от 12 апреля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., судебная коллегия,

установила:

М.Т.Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

В обоснование требований указала, что с 26 октября 1956 года по 5 июня 1957 года проживала в с. Ивановка Курьинского района Алтайского края. Указанный населенный пункт включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и на лиц, проживавших в этом селе распространяются меры социальной поддержки. Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия она включена в реестр учета граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В ноябре 2008 года Министерство здравоохранения и социального развития РК направило в МЧС России заявку на выдачу удостоверения. Однако в нарушение Правил выдачи удостоверения, МЧС России до настоящего времени его не выдало. Указанное бездействие МЧС России нарушает её право на получение социальных льгот, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Просит признать бездействие МЧС России незаконным и обязать выдать ей удостоверение установленного образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв.

Заявитель М.Т.Б. надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель заявителя М.Э.Б. уточнила заявленные требования, просила признать бездействие МЧС России незаконным и обязать МЧС России выдать ей удостоверение установленного образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.

Представитель заинтересованного лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился.

Решением Элистинского городского суда РК от 12 апреля 2010 года заявление М.Т.Б. удовлетворено. На Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена обязанность выдать М.Т.Б. удостоверение установленного образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившему суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв (бэр). Взысканы с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу М.Т.Б. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

В кассационной жалобе представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.М.В., действующая по доверенности просит решение суда отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права и в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что поскольку ответчиком по делу выступает МЧС России, которое находится в г. Москве, дело подлежало рассмотрению по месту его расположения в Мещанском районном суде г. Москвы. В нарушение ст. 28 ГПК РФ дело рассмотрено в Элистинском городском суде Республики Калмыкия. Вывод суда о том, что М.Т.Б., вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года, получила при проживании (с 1956 года) через 7 лет после радиационного воздействия дозу облучения от 5 сЗв но не свыше 25 сЗв (бэр) безоснователен. Со временем отдаления от даты испытания значения уровней возможного облучения граждан значительно снижаются, что подтверждается копией письма Минобороны России о последствиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Получение гражданами, проживавшими после марта 1950 года в с. Ивановка дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) научными отчетами ГУ НИИ региональных медико-биологических проблем 1997 и 1998 года не подтверждается. В связи с Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 404-О отменено частично постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Однако оставлено в силе установленное законом условие получения гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для предоставления мер социальной поддержки. Поэтому вывод суда о том, что для получения удостоверения единого образца достаточно документального подтверждения факта проживания в конкретном населенном пункте в период с 1949-1963 года не соответствует нормам Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ и позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ. Доказательств получения М.Т.Б. дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр), при проживании в с. Ивановка спустя 7 лет после проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на население указанного населенного пункта, не представлено. По этим обстоятельствам у МЧС РФ отсутствуют законные основания для оформления и выдачи заявителю удостоверения единого образца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя заявление, суд руководствовался ст. ст. 1, 5 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», п. п. 2, 3, 5 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849 и исходил из того, что заявитель М.Т.Б. для получения удостоверения представила в установленном порядке документы, подтверждающие факт проживания на территории, подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерного взрыва 29 августа 1949 года в период длящегося радиационного воздействия, указанного в законе (1949-1963 годы), и получения в связи с этим накопленной дозы облучения. В связи с тем, что до настоящего времени удостоверение не выдано, бездействие МЧС России, выразившееся в непринятии мер по выдаче удостоверения нарушает права заявителя на получение мер социальной поддержки и является незаконным.

Данный вывод суда следует признать законным и обоснованным, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и соответствует нормам материального права, регулирующие указанные правоотношения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 5 названного закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктами 2, 5 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849 предусмотрено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

По смыслу данных положений закона, право на получение указанного удостоверения имеют граждане, которые проживали в период 1949-1963 годы в населенных пунктах, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) дозу облучения превышающую 5 сЗв (бэр).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 11 июля 2006 года № 404-О указание в статье 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» на определение порядка выдачи удостоверений единого образца, на основании которых предоставляются меры социальной поддержки, не предполагает установление им круга лиц, имеющих право на получение таких мер, и условий, с которыми связывается право на их получение. Подпункт «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в системной связи с положениями статей 1 и 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных названным Федеральным законом для лиц, проживавших в 1949-1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 года) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), поскольку ни из Указа Президента РФ от 20 декабря 1993 года № 2228, ни из федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не следует, что для получения права на установленные им меры социальной поддержки необходимо было проживать в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в дни их проведения – 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года. Государство не может произвольно отказываться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.

Населенный пункт с. Ивановка Курьинского района Алтайского края распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года № 162-р отнесен к населенным пунктам Алтайского края, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв (бэр).

Из справки Ивановского сельсовета Курьинского района Алтайского края от 18 августа 2008 года следует, что согласно данным похозяйственной книги № 5 за 1955-1957 годы М.Т.Б. проживала на территории села Ивановка Курьинского района Алтайского края в период с 26 октября 1956 года по 5 июня 1957 года.

С учетом изложенного довод жалобы о том, что вывод суда о наличии оснований для выдачи удостоверения единого образца не соответствует нормам Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ и позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 404-О является несостоятельным.

Ссылка в жалобе на научные отчеты ГУ НИИ региональных медико-биологических проблем 1997 и 1998 года о неподтверждении получения гражданами, проживавшими после марта 1950 года в с. Ивановка дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) не может быть принята во внимание, поскольку доказательствами, в силу ст. 55 ГПК РФ, они не являются.

Что касается довода жалобы о непредставлении М.Т.Б. доказательств получения ею дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр) при проживании в с. Ивановка спустя 7 лет после проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на население указанного населенного пункта, то он противоречит вышеприведенным нормам законодательства, поскольку это обстоятельство установлено тем, что населенный пункт, где проживала заявитель, включен в Перечень населенных пунктов, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения превышающую 5 сЗв но не более 25 сЗв (бэр).

Более того, согласно п. 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. Приказом МЧС России от 18 сентября 2009 года № 540, вступившего в силу 5 декабря 2009 года, документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке могут быть затребованы только от граждан, проживавших в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия.

Таким образом, суд правильно установил все фактические обстоятельства дела и вынес законное и обоснованное решение, вследствие чего оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Иных доводов влекущих отмену судебного постановления в жалобе не приведено.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда РК от 12 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Н.Э. Габунов

Судьи О.Г. Шиханова

Т.А. Шовгурова