Иск о признании незаконными в части актов органа муниципального образования



Судья Андреева А.В. Дело № 33-390/2010 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Дорджиева Б.Д. и Шовгуровой Т.А.

при секретаре Д.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску К.И.В. к Мэрии г. Элисты о признании незаконными в части распоряжений Аппарата Представителя Президента РК № 340-р и № 341-р от 5 июля 1993 года по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 8 апреля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истца К.И.В., ее представителя С.З.Г., судебная коллегия,

установила:

К.И.В. обратилась в суд с иском к Мэрии г. Элисты о признании незаконными в части распоряжений Аппарата Представителя Президента РК № 340-р и № 341-р от 5 июля 1993 года, изложении пункта 2 распоряжения № 340-р от 5 июля 1993 года в редакции о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 5 июля 1993 года.

В обоснование иска с учетом уточнений указала, что решением Элистинского городского суда от 15 июня 1993 года ее родители К-ин В.И. и К-на В.И. лишены родительских прав в отношении нее и несовершеннолетних братьев А. 1984 года рождения и В. 1987 года рождения. С 14 сентября 1996 года по 2 июля 1998 года она обучалась в СПТУ-6 г. Элисты, проживая в период обучения в общежитии ПТУ-6 по адресу: г. Элиста, ***. Жилое помещение ей не предоставлялось, в настоящее время временно зарегистрирована по адресу: г. Элиста, ***. При изучении личного дела брата, в 2009 году ей стало известно о существовании распоряжений Аппарата Представителя Президента РК № 340-р и № 341-р от 5 июля 1993 года, из которых следует, что при определении ее с братьями в Матросовскую школу-интернат Яшалтинского района РК, за ними сохранено домовладение по адресу: г. Элиста, ***. Эти распоряжения в части сохранения за ними указанного дома считает незаконным, так как согласно нотариально удостоверенному 3 августа 1995 года и зарегистрированному в БТИ 31 октября 1995 года № 4957 договору дарения, АООТ «Элистаагропромхимия» в лице генерального директора В.И.В. подарило М.Г.Н. 1/2 долю недостроенного строительством жилого дома по ***. Считает, что за детьми-сиротами не мог быть сохранен недостроенный дом, поскольку он к жилому помещению не относился, поэтому вынесение таких распоряжений незаконно и не соответствовало действовавшим на тот момент требованиям жилищного законодательства. Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции действовавшей на момент возникновения спорных отношений, орган местного самоуправления должен был обеспечивать детей-сирот жилым помещением, что не было осуществлено. Просит признать распоряжения Аппарата Представителя Президента РК № 340-р и № 341-р от 5 июля 1993 года незаконными в части сохранения за ней домовладения по ***, изложить пункт 2 распоряжения № 340-р от 5 июля 1993 года в редакции о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении (дети-сироты) с 5 июля 1993 года для обеспечения ее во внеочередном порядке жилой площадью по установленным нормам.

В судебном заседании истец К.И.В. и ее представитель С.З.Г. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Мэрии г. Элисты начальник отдела по опеке и попечительству Управления образования Мэрии г. Элисты Ч.Е.Д. не возражала против удовлетворения иска в части изложения п. 2 распоряжения № 340-р от 5 июля 1993 года в редакции о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без указания даты постановки на учет.

Решением Элистинского городского суда РК от 8 апреля 2010 года в удовлетворении исковых требований К.И.В. отказано.

В кассационной жалобе истец К.И.В. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права, указывая на то, что суд не принял во внимании ее доводы, изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании, а также указания суда кассационной инстанции при отмене решения Элистинского городского суда от 20 июня 1997 года. Ссылка суда на решение Элистинского городского суда от 1 июля 2009 года неправомерна, поскольку указанное решение правового значения по настоящему спору не имеет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из преюдиции вступившего в законную силу решения Элистинского городского суда от 1 июля 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления К.И.В. о признании незаконным постановления Мэра г. Элисты от 26 мая 2009 года № 774 (п. 6.1) об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального и процессуального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как видно из материалов дела, 27 апреля 2009 года К.И.В. обратилась в Мэрию г. Элисты о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Мэра г. Элисты от 26 мая 2009 года № 774 (п. 6.1) К.И.В. отказано в принятии на такой учет по мотиву, что в настоящее время она не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она достигла возраста 28 лет.

Решением Элистинского городского суда от 1 июля 2009 года ей отказано в удовлетворении такого иска по основанию правомерности отказа Мэрии г. Элисты в принятии К.И.В. на учет в настоящее время, поскольку на момент обращения (27 апреля 2009 года) ей исполнилось 28 лет, вследствие чего к категории детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, она отнесена быть не может. Кроме того, указал, что распоряжением Аппарата Представителя Президента РК по г. Элиста за ней и ее братьями сохранено жилое помещение - дом, расположенный в г. Элисте ***, а решением Элистинского городского суда от 20 июня 1997 года на АООТ «Элистаагропромхимия» возложена обязанность предоставить К.И.В. благоустроенное жилое помещение вне очереди.

По настоящему делу истец обратилась в суд с иском о признании недействительными в части распоряжений Аппарата Представителя Президента РК № 340-р и № 341-р от 5 июля 1993 года, изложении пункта 2 распоряжения № 340-р от 5 июля 1993 года в редакции о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении (дети-сироты) с 5 июля 1993 года.

Анализ содержания указанного решения и заявленных требований истца свидетельствует, что обстоятельства, которые оспариваются истцом по настоящему делу, не были установлены решением суда от 1 июля 2009 года, поэтому вывод суда о преюдиции указанного решения, послужившее основанием отказа в иске, несостоятелен.

Согласно материалам дела, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 4 февраля 2010 года решение Элистинского городского суда от 20 июня 1997 года по иску прокурора г. Элисты в интересах несовершеннолетних К-ных И., А. и В. к АООТ «Элистаагропромхимия» о предоставлении жилого помещения отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Определением Элистинского городского суда от 19 марта 2010 года гражданские дела по иску К.И.В. о признании незаконными в части распоряжений заместителя Представителя Президента РК-ХТ по г. Элиста от 5 июля 1993 года № 340-р и № 341-р и возложении обязанности на Мэрию г. Элисты принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и гражданское дело по иску прокурора г. Элисты в интересах несовершеннолетних К-ных И., А. и В. к АООТ «Элистаагропромхимия» о предоставлении жилого помещения, соединены в одно гражданское производство.

В соответствии с п. 2 ст. 37, п. 3 ст. 60 ЖК РСФСР (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение к родственникам, опекунам или попечителям.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно смыслу данных норм закона, в случаях, если по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, жилое помещение, из которого выбыли дети, предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм возложена на органы исполнительной власти по месту жительства.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что несовершеннолетняя К.И.В. вместе с несовершеннолетними братьями до определения их в Матросовскую школу-интернат (до 1993 года) проживала в доме, находящемся в стадии завершения по адресу: г. Элиста, ***, предоставленному их отцу К.В.И., работавшему в тот период трактористом в АООТ «Элистаагропромхимия». Родители несовершеннолетних в 1993 году лишены родительских прав. Оспариваемыми распоряжениями заместителя Представителя Президента РК-ХТ по г. Элиста по социальной политике № 340-р и № 341-р от 5 июля 1993 года несовершеннолетняя К.И.В. определена в Матросовскую школу-интернат. Пунктом 2 названных распоряжений за ней и ее несовершеннолетними братьями сохранено домовладение, расположенное по адресу: г. Элиста, ***.

Между тем, постановлением Мэра г. Элисты от 29 июля 1999 года № 918 у МРПО «Элистаагропромхимия» изъята часть земельного участка площадью 852 кв.м. предоставленная постановлением № 488 от 18 августа 1987 года по ***, произведен раздел указанного земельного участка и земельный участок площадью 437 кв.м. предоставлен в постоянное пользование для индивидуального строительства М.Г.Н. с присвоением адреса: ***. Договором дарения от 3 августа 1999 года недостроенный дом по адресу *** подарен АООТ «Элистаагропромхимия» М.Г.Н. После завершения строительства дома, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 июля 2001 года собственником дома, расположенного по адресу: г. Элиста, *** является М.Г.Н. л.д. 53-67).

Ввиду указанных причин, по окончании срока пребывания истца в государственном детском учреждении и окончании ею образовательного учреждении (ПТУ-6), вселение в дом, расположенный по адресу: г. Элиста, *** было невозможно. Более того, об указанных распоряжениях К.И.В. стало известно лишь в 2009 году, так как с этими распоряжениями ее никто не знакомил. На момент принятия распоряжения (5 июля 1993 года) указанный дом, где проживали несовершеннолетние К-ины, был не завершен строительством и соответственно не имел статуса жилого помещения. Кроме того, этот дом являлся ведомственным АООТ «Элистаагропромхимия», тогда как обеспечение указанной категории граждан должно было быть произведено органами исполнительной власти по месту жительства.

Эти обстоятельства свидетельствуют, о том, что пункты 2 оспариваемых распоряжений о сохранении за несовершеннолетними К-ными дома, расположенного по адресу: г. Элиста *** приняты с нарушением приведенных норм закона, в силу чего довод жалобы истца о их незаконности следует признать обоснованным.

Таким образом, право К.И.В. на обеспечение жилым помещением возникло в 1993 году, но не было реализовано по указанным выше обстоятельствам не по вине К.И.В.

С учетом изложенного, поскольку все обстоятельства дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об удовлетворении иска.

Принимая во внимание положения ст. 12 ГК РФ о защите нарушенных прав, судебная коллегия считает также возможным без внесения изменения в редакцию оспариваемого пункта распоряжения, возложить на Мэрию г. Элисты обязанность принять К.И.В. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 5 июля 1997 года для внеочередного предоставления жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда РК от 8 апреля 2010 года отменить.

Признать незаконными пункты 2 распоряжений Аппарата Представителя Президента Республики Калмыкия по г. Элиста от 5 июля 1993 года № 340-р и № 341-р о сохранении за несовершеннолетними К-ными домовладения по адресу: г. Элиста ***.

Обязать Мэрию г. Элисты принять К.И.В. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 5 июля 1997 года для внеочередного предоставления жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Кассационную жалобу удовлетворить.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи Б.Д. Дорджиев

Т.А. Шовгурова