Заявление прокурора о признании отказа в выдаче субсидии на приобретение жилья незаконным



Судья Эрднигоряева О.С. Дело № 33-375/2010

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 мая 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Шихановой О.Г. и Цакировой О.В.,

при секретаре Б.

с участием прокурора Владимировой Д.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора в интересах М. о признании отказа межведомственной комиссии Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в выдаче субсидии на приобретение жилья как участнику Великой Отечественной войны незаконным по кассационной жалобе ответчика на решение Черноземельского районного суда РК от 15 марта 2010 г.

Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения представителя Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК К., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Черноземельского района РК обратился в суд в интересах М. с указанным иском, мотивируя следующим. М., 1924 года рождения, является ветераном – участником Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», в том числе и на такую меру социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии администрации Комсомольского сельского муниципального образования РК № 2 от 20 декабря 2004 г. участник Великой Отечественной войны М. принята на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением межведомственной комиссии Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК (далее – Агентство) от 26 ноября 2009 г. М. отказано в предоставлении субсидии на жилье со ссылкой на следующее: 1) на момент постановки на учет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи превышала норму (не ниже 6 кв.м.) обеспеченности жильем, установленную Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 2) в 2007 г. М. ухудшила свои жилищные условия. Однако в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ учетная норма жилья в Черноземельском районе составляет 18 кв.м., обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи М. (7 человек) составляет 10,725 кв.м. По этим основаниям М. правомерно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан – получателей субсидии. Обстоятельство дарения принадлежащего истице жилого дома внучке не влияет на право получения субсидии, так как эта сделка была заключена истицей после постановки ее на учет и она по настоящее время продолжает проживать в данном доме. Просил признать незаконным отказ ответчика в предоставлении М. субсидии на приобретение жилья, нарушающим ее жилищные права и право на получение мер социальной поддержки как участника Великой Отечественной войны; признать М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и признать за ней право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций и обязать ответчика обеспечить М. субсидией на приобретение жилого помещения в собственность.

Дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся истицы М., ранее подавшей заявление о рассмотрении дела без ее участия, и представителя Агентства, не заявившего о причинах неявки.

В судебном заседании прокурор Бевельдянова Г.А. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным отказ ответчика в предоставлении М. субсидии на приобретение жилья как участника Великой Отечественной войны, признать за ней право на получение указанной меры социальной поддержки, обязать ответчика обеспечить М. субсидией на приобретение жилого помещения в собственность.

Представитель заинтересованного лица – Комсомольского СМО РК Б. считал заявленные требования обоснованными, указав, что М. была принята на учет в соответствии с законом и в установленном порядке, ею были поданы все необходимые документы для включения ее в список на получение субсидии на приобретение жилья. Полагал, что оснований для отказа в предоставлении истице субсидии у ответчика не имелось.

Решением Черноземельского районного суда РК от 15 марта 2010 г. заявление прокурора Черноземельского района РК в интересах М. удовлетворено. Признан незаконным отказ межведомственной комиссии Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК в выдаче М. как участнику Великой Отечественной войны субсидии на приобретение жилья в собственность, признать за М. право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) в виде обеспечения жилым помещением как участника Великой Отечественной войны. На Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК возложена обязанность обеспечить участника Великой Отечественной войны М. мерой социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций. Взыскана с Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК в соответствующий бюджет государственная пошлина в размере 4.000 руб.

В кассационной жалобе руководитель Агентства Б-ва Э.Б. ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом указывает, что суд признал за истицей право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», в редакции Указа Президента РФ от 09.10.2010 г. № 30. Однако такой нормы в действительности не существует. В обоснование вывода о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении истице субсидии суд указал, что единственное основание невыдачи субсидии – это непредставление документов, указанных в п. 8 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов. Однако факт представления требуемых документов не является основанием для получения субсидии. На момент постановки истицы на учет действовала норма, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже 6 кв.м. Поскольку М. не подпадала под эту категорию граждан, она не подлежала учету. По этим основаниям ответчик принял законное и обоснованное решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался положениями Федерального закона «О ветеранах», Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 г. № 190, и исходил из того, что М. как участник Великой Отечественной войны имеет право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, она в надлежащем порядке принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ею представлены все требуемые для получения субсидии документы. Судом установлено, что оснований для отказа в предоставлении названной субсидии М. не имелось. При таких данных суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах М.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку при рассмотрении дела судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, в решении им дана необходимая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям материального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Постановлением Правительства РК от 26 мая 2006 г. № 190 в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.п. 2, 7, 9 названного Порядка мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность. Формирование списков граждан-получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления районных муниципальных образований и г. Элиста, в которых эти граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанные списки органами местного самоуправления ежегодно до 01 декабря представляют в Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия до 1 декабря, который формирует сводные списки по Республике Калмыкия. Распределение годового объема средств федерального бюджета осуществляется по дате постановки на учет граждан, указанных в сводных списках. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия определяет количество граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в планируемом году, в соответствии со сводными списками по дате постановки на учет, и представляет на утверждение в Межведомственную комиссию. Единственным основанием невыдачи субсидии в соответствующем году является непредставление соответствующих документов.

Как видно из материалов дела, М., 1924 года рождения, в период с 17 июня 1943 г. по 25 июня 1945 г. служила в Красной Армии и принимала участие в Великой Отечественной войне в должности пулеметчицы звания рядового зенитного артиллерийского полка 1569, является ветераном Великой Отечественной войны, соответственно имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».

В настоящее время истица проживает с семьей из 7 человек в жилом доме по адресу: 359240, Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Комсомольский, ул. _____, д.__, общей площадью 85,80 кв.м., жилой площадью 39,52 кв.м. При этом обеспеченность общей жилой площадью на одного члена семьи М. составляет 12,25 кв.м.

Распоряжением Главы Администрации Черноземельского РМО РК от 20 декабря 2007 г. № 278 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи.

Судом первой инстанции установлено, что в 2004 г. М. в надлежащем порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята администрацией Комсомольского РМО РК на соответствующий учет, при этом ею представлены и сданы в жилищную комиссию все необходимые документы для приобретения жилого помещения за счет государства.

Факт дарения в 2007 г. М. принадлежащего ей на праве собственности указанного жилого дома своей внучке М.Б. правомерно признан судом первой инстанции обстоятельством, не свидетельствующим о намеренном ухудшении истицей своих жилищных прав и не влияющим на получение ею такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств государства, так как эта сделка была заключена уже после принятия истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При таких данных суд обоснованно пришел к выводам об отсутствии у ответчика оснований для отказа М. в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, признании такого отказа незаконным, и возложении на ответчика обязанности по обеспечению истицы названной мерой социальной поддержки.

Несостоятельным является довод жалобы о незаконности постановки М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду несоблюдения действовавшего на тот момент законодательства, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, вопросы принятия решения о постановке и снятии граждан с учета как нуждающихся в улучшении жилищных условий являются функциями органов местного самоуправления и не входят в круг полномочий Агентства. Более того, принятое в 2004 г. названное решение органа местного самоуправления в отношении М. сторонами по делу в надлежащем порядке не обжаловалось.

При таких данных у ответчика не имелось оснований для принятия решения о незаконности постановки истицы М. на учет в качестве лица, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Что касается довода жалобы о том, что суд в обоснование довода о незаконности принятого ответчиком отказа в предоставлении истице субсидии по получение жилого помещения в собственность сослался на норму закона, которая не существует в действительности, то судебная коллегия исходит из того, что правильное по существу решение в силу ст. 362 ГПК РФ не может быть отменено по формальным основаниям.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в частности статьей 15, и положениями принятого во исполнение этого Федерального закона Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09 января 2010 г. № 30).

В связи с изложенным подлежат исключению из мотивировочной и резолютивной частей решения суда первой инстанции после слов «ст. 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» слова: «(в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30)».

При таких обстоятельствах, учитывая нормы действующего законодательства, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по граждан­ским делам Верховного суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а :

Решение Черноземельского районного суда РК от 15 марта 2010 г. оставить без изменения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения Черноземельского районного суда РК от 15 марта 2010 г. после слов «ст. 15 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» слова: «(в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30)».

Кассационную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Лиджеева Л.Л.

Судьи: Шиханова О.Г.

Цакирова О.В.