Заявление об отмене решения жилищно-бытовой комиссии



Судья Фролова О.Г. Дело № 33-625/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.,

судей Шовгуровой Т.А. и Шихановой О.Г.,

при секретаре Кодлаеве Э.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Джамбушевой Н.М. к Администрации Троицкого сельского муниципального образования об отмене решения жилищно-бытовой комиссии при Администрации Троицкого сельского муниципального образования РК от 3 июня 2010 г. и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по кассационной жалобе Джамбушевой Н.М. на решение Целинного районного суда РК от 24 июня 2010 года.

Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения представителя заявителя адвоката Бувашевой Г.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Джамбушева Г.Н. обратилась в суд с указанным заявлением об отмене решения жилищно-бытовой комиссии при Администрации Троицкого сельского муниципального образования РК (далее Администрация СМО) от 3 июня 2010 г. и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свои требования мотивировала тем, что как ветеран Великой Отечественной Войны (далее ВОВ), согласно ст. 19 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на улучшение жилищных условий. Однако решением жилищно-бытовой комиссии от 3 июня 2010 г. ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду умышленного ухудшения жилищных условий – дарение 17 марта 2010 г. дома дочери. Однако договор дарения дома – это просто формальность, поскольку за домом фактически следит ее дочь.

В судебном заседании заявитель Джамбушева Н.М. и ее представитель Байрамова Е.М. заявленные требования поддержали.

Представитель Администрации СМО Бадмаев Д.А. возражал против удовлетворения заявления.

Решением Целинного районного суда РК от 24 июня 2010 года в удовлетворении заявления Джамбушевой Г.Н. отказано.

В кассационной жалобе Джамбушева Г.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении ее требований. Полагает, что она в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение ее жильем. Полагает, что она не ухудшала свои жилищные условия, поскольку подарила дом своей дочери, которая проживает с ней. На каждого из членов ее семьи приходится 14,7 кв.м. общей площади, что меньше учетной нормы, установленной в Троицком СМО.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался ст. 51 Жилищного кодекса РФ, положениями ст. 19 Федерального закона «О ветеранах», Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 и 1945 годов» и исходил из того, что Джамбушева относящаяся как ветеран войны к категории лиц, работавших в период ВОВ на военных объектах и объектах прифронтовой инфраструктуры и признанных инвалидами, обеспечивается жильем за счет средств федерального бюджета, в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений.

С этими выводом суда следует согласиться.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов войны Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» от 7 мая 2008 г. с изменениями от 9 января 2010 г. постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст. 19 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанных лиц, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Таким образом, ветераны ВОВ, признанные инвалидами, работавшие на военных объектах, прифронтовых участках железных дорог, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений.

Как видно из материалов дела, Джамбушева является ветераном ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 19 Федерального закона «О ветеранах» как лицо, работавшее в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог. 1 июня 2010 г. заявительница обратилась к Главе Администрации Троицкого СМО с письменной просьбой признать ее нуждающейся в жилом помещении и постановке ее на учет как ветерана ВОВ, ст. 19, инвалида II группы. Она проживает в доме, который не является служебным жилым помещением, из служебных жилых помещений ее не выселяли.

При таких данных, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у Джамбушевой права на обеспечение ее жильем в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О ветеранах».

Вместе с тем нельзя согласиться с выводом суда в той части, что Джамбушева умышленно ухудшила свое жилищные условия (дарение дома), в связи с чем в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ она не может быть постановлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, главным критерием признания малоимущего гражданина нуждающимся в жилье является его обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно решению Троицкого сельского муниципального образования № 135 от 6 марта 2007 г. учетная норма площади жилого помещения с 1 января 2007 г. составляет 18 кв.м. на 1 человека.

Из материалов дела видно, что Джамбушева как до заключения договора дарения жилого дома от 17 марта 2010 г. между заявительницей и проживающей с ней дочерью, так и после его заключения, имела и имеет в пользовании общую площадь жилого помещения менее учетной нормы.

Между тем, при рассмотрении требований Джамбушевой согласно ст. 19 Федерального закона «О ветеранах», довод суда об умышленном ухудшении ее жилищных условий при рассмотрении данного спора правового значения не имеет.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Целинного суда РК от 24 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Джамбушевой Н.М. – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи Т.А. Шовгурова

О.Г. Шиханова