Судья П.Н. Эминов Дело № 33-485/2010г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е15 июня 2010 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Джульчигиновой В.К.,
судей Шовгуровой Т.А. и Цакировой О.В.
при секретаре Э.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 05 мая 2010 года.
Заслушав доклад судьи Джульчигиновой В.К., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
В обоснование иска указала, что с 1 июня 1982 года по настоящее время она работает медицинской сестрой в ХХХ. Однако пенсионный орган отказал ей в назначении досрочно трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ввиду отсутствия у нее требуемого специального стажа. Просила обязать пенсионный орган включить в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период ее работы с 1 июня 1982 года по 23 апреля 2010 года, назначить ей досрочно пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган - с 07 апреля 2010 года и взыскать в ее пользу расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 руб. и государственной пошлины 200 руб.
В судебном заседании С. заявленные требования поддержала.
Представители пенсионного органа М. и П.. в судебном заседании иск не признали, пояснив, что период работы истицы медсестрой в школе-интернате или в детском доме не предусмотрен нормативными актами, дающими ей право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 05 мая 2010 года исковые требования С. удовлетворены. На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия возложена обязанность по включению в специальный стаж С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода ее работы в должности медсестры в ХХХ с 1 июня 1982 года по 23 апреля 2010 года и назначению С. досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 7 апреля 2010 года. С Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия в пользу С. взысканы понесенные ею расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 руб. и уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
В кассационной жалобе А., начальник Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия, просил решение суда отменить, мотивируя тем, что на момент обращения в пенсионный орган у истицы имелся специальный стаж работы с учетом льготного исчисления 14 лет 2 месяца за период работы с 01.06.1982 г. по 01.10.1993 г., то есть менее 25 лет. Период ее работы со 02.10.1993 года по 23.04.2010 г. в должности медицинской сестры в школе-интернат и ХХХ не подлежит включению в стаж, так как данная должность и учреждения не предусмотрены Списками должностей и учреждений работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования С., суд исходил из того, что истица, проработавшая более 25 лет в должности медсестры в ХХХ, ранее школа-интернат, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, так как Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в том числе и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Положение закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не содержит требования о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение льготной пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Решение этого вопроса иным образом может породить неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение.
С выводом суда о включении периода работы истицы с 01.06.1982 г. по 01.10.1993 г. в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, следует согласиться, по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 11 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа (смешанный стаж) либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, действовавшему до 1 октября 1993 г. и утратившему силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 953, предусмотрена работа в школе–интернате.
Исходя из правового смысла приведенных норм, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством, поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ.
Как следует из материалов дела, с 1 июня 1982 года по настоящее время С. работает медицинской сестрой в ХХХ, который до 2007 г. именовался как школа-интернат. 16 апреля 2010 года пенсионным органом ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой, что специальный стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, на момент обращения составил менее 25 лет, а именно - 11 лет 4 месяца 0 дней, при подсчете в льготном исчислении - 14 лет 2 месяца 0 дней.
Следовательно, обоснован вывод суда о том, что в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, подлежит включению период работы истицы с 01.06.1982 г. по 01.10.1993 г. в ХХХ, ранее ХХХ школа-интернат, что составляет 11 лет 4 месяца 0 дней, при подсчете в льготном исчислении - 14 лет 2 месяца 0 дней.
Вместе с тем, период работы истицы со 02.10.1993 г. по 23.04.2010 г. включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не подлежит.
Так, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, утративший силу в связи с изданием постановления Правительства от 29.10.2002 г. № 781, не содержит в качестве учреждений школу-интернат либо ХХХ, так как они не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями.
В Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, утратившие силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, учреждение, в котором истица работает, не включено.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, также учреждения – школа - интернат, ХХХ не предусматривает.
В связи с принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 трудовая деятельность в должности медицинской сестры в ХХХ (школе-интернате) после 01.10.1993 года не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Право же на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает не с любой работой, а лишь с той, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
С учетом изложенного, период работы истицы в должности медсестры в ХХХ с 02.10.1993 г. по 23.04.2010 г. включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не подлежит.
Поскольку специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составляет менее 25 лет, требования истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что допущенная судом первой инстанции ошибка в применении норм материального права может быть устранена в кассационном порядке, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истицей требований в части включения в специальный стаж периода работы со 02.10.1993 г. по 23.04.2010 г. и назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган.
Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 05 мая 2010 года в части включения в специальный стаж С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода ее работы с 02 октября 1993 года по 23 апреля 2010 года в должности медсестры в ХХХ и назначению С. досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 7 апреля 2010 года отменить.
В удовлетворении исковых требований С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода ее работы с 02 октября 1993 года по 23 апреля 2010 года в должности медсестры в ХХХ и назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 7 апреля 2010 года - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе Республики Калмыкия удовлетворить.
Председательствующий: В.К. Джульчигинова
Судьи: Т.А. ШовгуроваО.В. Цакирова