О возложении обязанности произвести дополнительное финансирование



Судья Панасенко Г.В. Дело № 33-701/2010 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 сентября 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Габунова Н.Э. и Джульчигиновой В.К.

при секретаре Доногрупповой В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сарпинского районного муниципального образования о возложении обязанности произвести финансирование на приобретение недостающего мягкого инвентаря в дошкольное образовательное учреждение по кассационной жалобе ответчика на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя ответчика Харченко Е.С., прокурора Абушинова Б.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Сарпинского районного муниципального образования о возложении обязанности произвести финансирование на приобретение недостающего мягкого инвентаря в дошкольное образовательное учреждение.

В обоснование иска указал, муниципальное детское образовательное учреждение «Садовский детский сад» посещают 124 воспитанника. У каждого воспитанника имеется отдельное койко-место с постельными принадлежностями. В соответствии с п. 2.8.17 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» на каждого ребенка необходимо иметь 3 комплекта белья, включая полотенца для лица и ног и две смены наматрасников. Между тем, за последние 20 лет мягкий инвентарь (подушка, одеяло, матрас, наволочка) для дошкольного учреждения не приобретался, за исключением приобретения 40 комплектов для вновь открывшейся группы в августе 2007 года. Согласно информации Территориального Отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по РК в Малодербетовском районе в указанном дошкольном учреждении установлена недокомплектность постельного белья, изношенность постельных принадлежностей и мягкого инвентаря составляет 100 %, обновление фонда постельных принадлежностей не осуществляется. Используются нестандартные матрасы и простыни - при длине кровати 140 см длина матрасов и простыней составляет 120 см. Согласно Уставу МДОУ «Садовский детский сад» его учредителем является администрация Сарпинского РМО, которая в соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ осуществляет финансовое обеспечение детского сада за счет средств соответствующего бюджета. Однако денежные средства в адрес МДОУ «Садовский детский сад» на приобретение и замену постельных принадлежностей и мягкого инвентаря из бюджета Сарпинского РМО не выделялись, финансирование не производилось. Непринятие мер по финансированию денежных средств на вышеуказанные цели противоречит принципам действующего законодательства в части создания благоприятных условий для воспитания, обучения и развития детей в системе дошкольного образования. В связи с указанным, просит возложить на ответчика обязанность произвести финансирование на приобретение мягкого инвентаря для воспитанников МДОУ «Садовский детский сад».

В судебном заседании прокурор Бадма-Гаряев Э.Л. уточнил заявленные исковые требования, просил обязать ответчика произвести финансирование на приобретение недостающего мягкого инвентаря в МДОУ «Садовский детский сад» по установленным нормам Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03".

Представитель ответчика администрации Сарпинского РМО Харченко Е.С. иск не признала, пояснив, что во исполнение бюджета Сарпинского РМО на 2010 год ответчиком перечислено денежных средств из местного бюджета на нужды МДОУ «Садовский детский сад», в том числе на приобретение мягкого инвентаря, в общей сумме 1 708 500 руб. Деньги в указанной сумме перечислены на счет органа образования, в ведении которого находится указанное детское дошкольное учреждение. Финансирование бюджетных учреждений производится с учетом финансовой возможности бюджета в рамках утвержденной структуры расходов на соответствующий финансовый год.

Представитель третьего лица Муниципального учреждения Отдела образования Сарпинского РМО Воронцова Е.И. не отрицая того, что денежные средства ответчиком отделу образования были перечислены, пояснила, что этих средств недостаточно даже для приобретения продуктов питания для детского учреждения. Продукты уже сейчас приобретаются в долг. Действительно, имеет место недоукомплектованность учреждения постельным бельем, отсутствуют полотенца, халаты, наматрасники. При формировании проекта бюджета на 2010 год директором МДОУ «Садовский детский сад была подготовлена пояснительная записка, в которой она указывала на необходимость выделения для нужд детского учреждения денежных средств на приобретение мягкого инвентаря в сумме 15 600 руб.

Представитель третьего лица директор МДОУ «Садовский детский сад» Литвиненко С.О. пояснила, что в пояснительной записке при формировании проекта местного бюджета на 2010 год она указывала на необходимость выделения денежных средств для приобретения мягкого инвентаря в сумме 15 600 руб., но с учетом требований законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии этой суммы также недостаточно для удовлетворения потребности в мягком инвентаре. В соответствии с требованиями Санитарно-гигиенических правил необходимо для детского сада 135 пододеяльников, 95 простыней, 163 наволочек, 28 цветных халатов, полотенец, в том числе для ног. В настоящее время ею подготовлена и направлена в отдел образования заявка на выделение денежных средств с учетом существующей потребности на приобретение мягкого инвентаря.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2010 года исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию Сарпинского районного муниципального образования возложена обязанность произвести финансирование на приобретение недостающего по установленным нормам санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03" мягкого инвентаря для воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Садовский детский сад».

В кассационной жалобе глава администрации Сарпинского РМО РК Жуков Ю.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на те же доводы, которые были приведены в судебном заседании.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя требования прокурора, суд руководствовался п. 1 ст. 120 ГК РФ, ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и исходил из того, что в нарушение п. 2.8.17 СанПиН 2.4.11249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», МДОУ «Сарпинский детский сад» недоукомплектован мягким инвентарем: не соответствует установленным нормам наличие пододеяльников, простыней, наволочек, наматрасников, полотенец для лица. Полотенец для ног и наматрасников не имеется. Обновление фонда постельных принадлежностей не осуществляется, используются нестандартные матрасы и простыни - при длине кровати 140 см длина матрасов и простыней составляет 120 см. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) не подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере, что является нарушением п. 2.8.19 СанПиН. Несмотря на пояснительную записку руководителя детского сада о необходимости финансирования учреждения в 2010 году на указанные цели, учредитель в лице ответчика не осуществляет возложенные на него учредительным договором обязанности по выделению муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Садовский детский сад» денежных средств на приобретение недостающего до вышеуказанных норм мягкого инвентаря для воспитанников. Предоставленные денежные средства МДОУ «Садовский детский сад» в 2010 году недостаточны для удовлетворения потребности учреждения в мягком инвентаре. Эти обстоятельства подтверждаются справкой ТО Управления Роспотребнадзора по РК в Малодербетовском, Октябрьском, Сарпинском районах от 22 июня 2010 года, сметой расходов на 2010 финансовый год по МДОУ «Садовский детский сад», приложением № 7 к проекту бюджета на 2010 год. Непринятие мер по финансированию денежных средств на вышеуказанные цели противоречит действующему законодательству в части создания благоприятных условий для воспитания, обучения и развития детей в системе дошкольного образования.

С выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильно примененных нормах материального закона.

Согласно п. п. 9, 10, 53 Типового Положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216) утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1204 (далее Типовое положение) учредителем муниципального учреждения является орган местного самоуправления. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Источниками формирования имущества и финансовых средств учреждения являются как собственные средства учредителя, так и бюджетные и внебюджетные средства.

Обозренным судом первой инстанции учредительным договором, заключенным между ответчиком и МДОУ «Садовский детский сад» установлено, что финансирование учреждения производится в порядке, установленном действующим законодательством.

С учетом изложенного, поскольку учредителем детского сада является ответчик, нельзя принять во внимание довод жалобы о том, что формирование и утверждение бюджета относится к компетенции Собрания депутатов Сарпинского РМО, а Администрация РМО лишь обеспечивает исполнение местного бюджета.

В соответствии с п. п. 49, 50 Типового положения финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника и обучающегося в зависимости от вида учреждения. При этом привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя (учредителей).

Во исполнение Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарном эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 года № 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03 с 20 июня 2003 года. Пунктом 2.8.17 этих Правил предусмотрено, что на каждого ребенка в дошкольном образовательном учреждении необходимо три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног и две смены наматрасников.

Поскольку судом установлено, что бельем, мягким инвентарем воспитанники МДОУ «Садовский детский сад» предусмотренными нормативами не обеспечены, и это не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, и не оспаривается в кассационной жалобе, ссылка в жалобе на то, что выделенные детскому саду денежные средства (1 708 500 руб.) достаточны для приобретения недостающих комплектов белья, неосновательна.

При таких данных решение суда законно и обоснованно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,

определила:

Решение Сарпинского районного суда РК от 23 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи Н.Э. Габунов

В.К. Джульчигинова