Иск о признании бездействия органа опеки и попечительства



Судья Карсаев А.М. Дело № 33-287/2010

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 апреля 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Коченковой Л.Д.

судей Шихановой О.Г. и Габунова Н.Э.

при секретаре Иванникове В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Городовиковского района в интересах С.И.Н. к Администрации Городовиковского районного муниципального образования о признании бездействия органа опеки и попечительства незаконным и Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения по кассационному представлению прокурора и кассационной жалобе истицы на решение Городовиковского районного суда от 9 марта 2010 г.

Заслушав доклад судьи Габунова Н.Э., объяснения прокурора, представителя Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Городовиковского района обратился в суд с иском в интересах С.И.Н. к Администрации Городовиковского районного муниципального образования о признании бездействия органа опеки и попечительства незаконным и к Агенству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.

В заявлении прокурор указал, что С.И.Н., 27 ноября 1980 г. рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения заместителя представителя Президента РК в г. Элисте № 1501р от 3 октября 1994 г. она была определена в Городовиковский детский дом, где она воспитывалась до 30 августа 1997 г. В 2001 г. С.И.Н. окончила училище начального профессионального образования № 4 в г. Городовиковске. При этом до 13 февраля 2004 г. была зарегистрирована по месту жительства в социальной гостинице детского дома, затем на съемной квартире, своего жилья не имеет. В нарушение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом опеки и попечительства Городовиковского районного муниципального образования не были приняты меры по своевременному выявлению и постановке С.И.Н. на регистрационный учет нуждающихся в жилье. Вследствие бездействия органов опеки и попечительства С.И.Н. жилое помещение вне очереди не предоставлено до настоящего времени. Достижение С.И.Н. 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья. Агенство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК осуществляет обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования субсидией на строительство или приобретение жилья или жилой площадью по месту жительства вне очереди.

В судебном заседании прокурор и истица исковые требования поддержали.

Представитель Городовиковского РМО исковые требования признала.

Представитель Агентства в судебное заседание не явился.

Решением Городовиковского районного суда от 9 марта 2010 г. признано незаконным бездействие администрации Городовиковского районного муниципального образования и в иске к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК отказано.

В кассационном представлении указывается, что в действующем законодательстве отсутствуют положения, согласно которым лица из числа детей-сирот по достижению 23-летнего возраста лишаются права на предоставление жилья вне очереди. Признание судом незаконным бездействия органа местного самоуправления является правовым основанием для восстановления нарушенного права на получение жилья. В нарушение требований ст. 258 ГПК РФ суд, признав оспариваемое бездействие нарушающим гарантированные государством жилищные права истицы, не принял решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и свобод С.И.Н.

В кассационной жалобе С.И.Н. указывается, что ни в детском доме, ни в профессиональном училище никто ей не разъяснил, что она имеет право на жилье. Не имея «крыши над головой», вынуждена сожительствовать со С.А.Н., у которого есть двое детей. После смерти отца они получат квартиру, а она останется вновь «под открытым небом».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в силу действующего законодательства право на получение субсидии на приобретение жилого помещения имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет. До достижения указанного возраста истица и компетентные органы в ее интересах за постановкой на учет и реализацией права на получение истицей жилого помещения в собственность не обращались. При таких данных суд пришел к выводу об отсутствии у истицы права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот в виде внеочередного предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения и отказа в удовлетворении исковых требований.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку при рассмотрении дела судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, в решении им дана необходимая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям материального закона.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 этого Федерального закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

По смыслу указанных норм положения данного закона распространяются только на лиц указанных категорий граждан до достижения ими 23-летнего возраста.

Абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.

Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

При таких данных, поскольку рассматриваемым федеральным законом социальные гарантии предоставляются лишь лицам, не достигшим 23-летнего возраста, суд пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для постановки на учет и предоставления истице во внеочередном порядке субсидии на приобретение или строительство жилья в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеется.

Несостоятельными являются доводы кассационных представления и жалобы о том, что само по себе обстоятельство достижения 23-летнего возраста не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Как правильно указал суд первой инстанции, нормы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающие право на внеочередное обеспечение жилой площадью, распространяются лишь на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационных представления и жалобы не имеется.

Руководствуясь абзацем 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Городовиковского районного суда от 9 марта 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Коченкова Л.Д.

Судьи: Шиханова О.Г.

Габунов Н.Э.