Иск к Управлению Пенсионного фонда РФ в РК



Судья Карсаев А.М. Дело № 33-764/2010 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Габунова Н.Э. и Шихановой О.Г.

при секретаре Доногрупповой В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Аркатова В.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия, Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании права на получение пенсии по инвалидности вследствие военной травмы и досрочной пенсии по старости по кассационной жалобе истца на решение Городовиковского районного суда РК от 23 августа 2010 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истца Аркатова В.Н., представителя МВД по РК Кедеевой И.Ш., судебная коллегия

установила:

Аркатов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городовиковском районе РК (далее УПФ), Министерству внутренних дел по РК (далее МВД по РК) о признании права на получение пенсии по инвалидности вследствие военной травмы и досрочной пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что в период с 1969 по 1972 год проходил срочную военную службу в ВМФ. После демобилизации по рекомендации коллектива Городовиковского автотранспортного предприятия, проходил службу в органах МВД Калмыцкой АССР. Заключением Центральной военно-врачебной комиссии МВД КАССР от 14 апреля 1977 года установлено - выявленное у него заболевание связано с прохождением военной службы, вследствие чего он признан негодным к дальнейшему прохождению службы и комиссован. В 2003 году ему установлена 3 группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Однако при получении копии заключения Центральной военно-врачебной комиссии МВД КАССР от 14 апреля 1977 года он установил, что в данном заключении формулировка «связано с прохождением военной службы» зачеркнута, и указано, что «заболевание получено в период прохождения военной службы». При обращении в Управление пенсионного фонда и Министерство внутренних дел Республики Калмыкия с заявлением о назначении ему пенсии в связи с заболеванием, связанным с прохождением военной службы получил отказ, мотивированный тем, что заболевание получено им в период прохождения военной службы. Просит признать за ним право на получение пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, а также на досрочную пенсию по старости.

В судебном заседании истец Аркатов В.Н. иск поддержал, пояснив, что во время прохождения военной службы на подводной лодке с 1969 по 1972 годы подвергался длительному негативному воздействию, вследствие чего у него и было выявлено психическое заболевание.

Представитель ответчика ГУ УПФ в Городовиковском районе Бембеев П.Ю. просил в удовлетворении искового заявления отказать, в связи с отсутствием оснований для назначения истцу пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, а также досрочной пенсии по старости.

Представитель ответчика МВД по РК Семенов Э.М. иск не признал, пояснив, что истец не представил доказательств о наличия причинной связи между прохождением военной службы и получением заболевания.

Решением Городовиковского районного суда РК от 23 августа 2010 года в удовлетворении исковых требований Аркатова В.Н. отказано.

В кассационной жалобе истец Аркатов В.Н. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судом решения. Указывает, что в ходе судебного разбирательства проведены две судебно-медицинские экспертизы, выводы которых противоречат друг другу, поэтому заключение ГБ МСЭ по РК от 13 августа 2010 года сомнительно. Полагает, что заболевание, полученное им в период прохождения службы в МВД КАССР в период 1973-1977 годы, связано с воинской службой, поэтому он имеет право на получение двух пенсий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не находит.

Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался ч. 1 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 1 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ст. 21 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и исходил из того, что в период с 1969 по 1972 годы истец проходил срочную военную службу в ВМФ. При поступлении на службу в органы внутренних дел проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого военно-врачебной комиссией МВД КАССР от 30 мая 1973 года признан здоровым и годным к оперативно-постовой службе. С 1973 по 1977 годы проходил службу в органах МВД Калмыцкой АССР. В соответствии со свидетельством о болезни № 59 от 14 апреля 1977 года, выданного Центральной военно-врачебной комиссии МВД КАССР у Аркатова В.Н. установлено заболевание (болезнь «Б*», ремиссия «Б»), связанное с прохождением военной службы, вследствие чего он признан негодным к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел и комиссован. С 1 октября 2004 года истцу назначена пенсия по инвалидности. 25 марта 2009 года истцу установлена 2 группа инвалидности бессрочно вследствие указанного заболевания. Согласно письму начальника военно-врачебной комиссии Окружного военного клинического госпиталя 1602 СКВО г. Ростова-на-Дону от 8 июля 2010 года, установление причинной связи заболевания, установленного у Аркатова при увольнении из органов внутренних дел в 1977 году с прохождением военной службы в период с 1969 года по 1972 год в компетенцию военно-врачебной комиссии не входит. Из заключения медико-социальной экспертизы ГБ МСЭ по РК от 13 августа 2010 года следует, что причинная связь заболевания, установленного у Аркатова при увольнении из органов внутренних дел в 1977 году с прохождением военной службы в период с 1969 по 1972 годы отсутствует. Таким образом, поскольку причинная связь заболевания, установленного при увольнении из органов внутренних дел в 1977 году с прохождением военной службы в период с 1969 по 1972 годы отсутствует, требования истца удовлетворению не подлежат.

С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и правильно примененных нормах материального и процессуального закона.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 40 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123 военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших (проходящих) военную службу (военные сборы), службу в органах, в случае, если увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо увечье, заболевание выявлено до истечения одного года после увольнения гражданина с военной службы (окончания военных сборов), службы в органах, при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (военных сборов), службы в органах.

Военно-врачебная комиссия Окружного военного клинического госпиталя 1602 СКВО г. Ростова на Дону в сообщении от 8 июля 2010 года указала, поскольку заболевание у Аркатова В.Н. выявлено после истечения одного года после его увольнения с военной службы (ВМФ), так как между увольнением истца с военной службы (1972 г.) и выявлением заболевания, послужившего основанием для увольнения его из органов внутренних дел (1977 г.) прошло более пяти лет, установление причинной связи в компетенцию военно-врачебной комиссии не входит.

Из заключения медико-социальной экспертизы ГБ МСЭ по РК от 13 августа 2010 года, проведенного согласно определению Городовиковского районного суда от 2 августа 2010 года следует, что причинная связь заболевания, установленного у Аркатова при увольнении из органов внутренних дел в 1977 году с прохождением военной службы в период с 1969 по 1972 годы отсутствует.

Таким образом, при рассмотрении дела проведена одна судебно-медицинская экспертиза, в результатах которой у суда как первой так и кассационной инстанции нет оснований сомневаться, поскольку экспертиза проведена комиссией врачей объективно, всесторонне, полно.

В связи с изложенным, ссылка в жалобе на противоречивость выводов двух судебно-медицинских экспертиз, и в связи с этим на сомнительность заключения ГБ МСЭ по РК от 13 августа 2010 года не основана на материалах дела.

Следовательно, довод жалобы о том, что заболевание, полученное Аркатовым В.Н. в период прохождения службы в МВД КАССР в 1973-1977 г. г. связано с военной службой (ВМФ), поэтому он имеет право на получение двух пенсий, необоснован.

Следовательно, решение суда законно и обоснованно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Городовиковского районного суда РК от 23 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Пюрвеева

Судьи Н.Э. Габунов

О.Г. Шиханова