Судья Фурманов И.В. Дело № 33-750/2010 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ23 сентября 2010 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.
с удей Утунова Е.Н. и Джульчигиновой В.К.
при секретаре Доногрупповой В.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску М-вой Т.Б. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, компенсации морального вреда по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 22 июля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истца М-вой Т.Б., представителя ответчика Кукинова С.А., судебная коллегия,
установила:
М-ва Т.Б. обратилась в суд с иском к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК (далее Агентство) о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что родилась *** года, является сиротой, поскольку ее мать М.М.М. умерла *** года, отец М.Б.С. умер *** года. До 14 лет воспитывалась в детских домах, потом училась в специальной школе. С 1997 по 1999 год обучалась в СПТУ-2. 14 апреля 2000 года включена в список очередников по категории учета детей-сирот в Мэрии г. Элисты. В настоящее время снимает жилье в общежитии Калмыцкого государственного технолого-экономического колледжа, своего жилья не имеет. Просит обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК обеспечить внеочередной субсидией на приобретение жилого помещения, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании истец М-ва Т.Б. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Кукинов С.А., представитель третьего лица Мэрии г. Элисты Лиджиев В.С. возражали против удовлетворения иска.
Решением Элистинского городского суда РК от 22 июля 2010 года в удовлетворении исковых требований М-вой Т.Б. отказано.
В кассационной жалобе истец М-ва Т.Б. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение ввиду неправильного применения судом норм материального права. Полагает, что на учет для получения жилья ее должны были поставить администрация детского дома или орган опеки и попечительства по месту воспитания и проживания. Суд не учел, что она подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке на основании пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ, который не содержит указания на возраст лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью. Поэтому, ссылка суда на ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» неправомерна.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 1, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 4 Закона РК «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» и исходил из того, что поскольку истец М-ва Т.Б. не была поставлена на учет в качестве нуждающегося до достижения 23-летнего возраста, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильно примененных нормах материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 1, ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавших на момент возникновения правоотношений) под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площади.
Согласно п. 6.3.15 Положения об Агентстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 декабря 2007 года № 461, Агентство осуществляет полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, субсидией на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета или жилой площадью по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Из взаимосвязи приведенных положений нормативных актов следует, что предоставление субсидии на внеочередное обеспечение жилой площадью распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста.
Как установлено судом, М-ва Т.Б. с 1997 по 1999 год обучалась в СПТУ-2 и возрасте 23 лет окончила профтехучилище. В органы местного самоуправления о постановке на учет нуждающейся в получения жилья обратилась после достижения 23 лет, в апреле 2000 года.
Ссылка в жалобе на то, что на учет для получения жилья ее должны были поставить администрация детского дома или орган опеки и попечительства по месту воспитания и проживания не может быть признан убедительным, поскольку закон не содержит таких положений.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Круг этих лиц установлен приведенной выше ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет.
С учетом изложенного, ссылку в жалобе на то, что пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на возраст лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью нельзя признать правомерной.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда РК от 22 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Е.Н. Утунов
В.К. Джульчигинова