Иск к Управлению Пенсионного фонда РФ в РК



Судья Манжикова Т.П. Дело № 33-717/2010 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Габунова Н.Э. и Шихановой О.Г.

при секретаре Ашалдаевой В.П.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Хулаевой А.К. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Элисте РК о включении периодов работы в стаж по специальности и назначении досрочной трудовой пенсии по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 9 августа 2010 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истца Хулаевой А.К., представителя истца Мацаковой К.Б., представителя ответчика Кичиковой Д.Б., судебная коллегия

установила:

Хулаева А.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Элисте РК (далее – УПФ РФ по РК в г. Элисте, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В обоснование иска с учетом уточнений указала, что 16 марта 2010 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 1 мая 2005 года и перерасчете пенсии. Пенсионный орган 9 апреля 2010 года отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на 1 мая 2005 года. Считает, что пенсионный орган необоснованно отказал ей во включении в стаж по специальности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 6 сентября по 6 октября 1999 года, с 10 сентября по 6 октября 2001 года, с 13 мая по 8 июня 2002 года; в отпуске без содержания с 19 по 21 июля 2000 года, так как в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в пенсионный орган. Кроме того, курсы повышения квалификации для медицинских работников являются обязательным условием выполнения данной работы. Не включены также работа в должности медсестры детского сада № 6 в г. Элисте с 21 февраля 1994 года по 31 августа 1994 года и инструктора по гигиеническому воспитанию ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» с 27 апреля 2004 года по 1 мая 2005 года. Работа в должности акушерки в отделении оздоровления матерей нехирургического профиля Республиканской детской больницы со 2 февраля 1990 года по 19 августа 1991 г., в гинекологическом отделении этой же больницы с 18 февраля 1993 г. по 22 февраля 1994 г. исчислена пенсионном органом календарно, тогда как указанная работа должна быть исчислена льготно 1 год как 1 год 6 месяцев. Просит включить оспариваемые периоды и признать за ней право на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, как лицу, имеющему стаж не менее 30 лет и обязать УПФ РФ по РК в г. Элисте назначить пенсию с момента ее обращения с 1 мая 2005 года.

В судебном заседании истица Хулаева А.К. и ее представитель Мацакова К.Б. поддержали эти требования.

Представитель ответчика Коптев В.А. иск не признал, ссылаясь на соответствие нормативным актам принятого пенсионном органом решения и отсутствие у истца требуемого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья по состоянию на 1 мая 2005 года. Пенсия по старости истцу назначена с 31 июля 2009 года.

Решением Элистинского городского суда РК от 9 августа 2010 года исковые требования Хулаевой А.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Элисте Республики Калмыкия удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте РК возложена обязанность включить в стаж работы Хулаевой А.К., дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 6 сентября 1999 г. по 6 октября 1999 г., с 10 сентября 2001 г. по 6 октября 2001 г., с 13 мая 2002 г. по 8 июня 2002 г. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе истец Хулаева А.К. просит решение суда отменить в части отказа в ее требованиях и вынести в этой части новое решение об удовлетворении ее требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не находит.

Разрешая требования, суд применил положения п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября № 781 и исходил из того, что периоды нахождения Хулаевой А.К. на курсах повышения квалификации с 6 сентября 1999 г. по 6 октября 1999 г., с 10 сентября 2001 г. по 6 октября 2001 г., с 13 мая 2002 г. по 8 июня 2002 г. подлежат включению в стаж по специальности, поскольку за ней в указанный период сохранялось место работы и должность, производились отчисления в пенсионный орган. Время нахождения в отпуске без содержания (с 19 по 21 июля 2000 года) не подлежит включению в стаж по специальности, так как заработная плата истцом в этот период не получалась. Работа истца в республиканской детской больнице в должности акушерки в отделении оздоровления матерей со 2 февраля 1990 года по 19 августа 1991 г., в гинекологическом отделении этой же больницы с 18 февраля 1993 г. по 22 февраля 1994 г. включена пенсионным органом в стаж работы по специальности в календарном порядке правильно, так как данные отделения не носят хирургический профиль. Периоды работы истца в должности медсестры детского сада № 6 г. Элисты с 31 февраля 1994 года по 31 августа 1994 года, инструктора по гигиеническому воспитанию ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный центр» с 27 апреля 2004 года по 1 мая 2005 года не подлежат включению в стаж по специальности ввиду отсутствия правовых оснований. Ввиду изложенного, требования о признании права на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, как лицу, имеющему стаж не менее 30 лет и обязании УПФ РФ по РК в г. Элисте назначить пенсию с момента ее обращения с 1 мая 2005 года не подлежат удовлетворению.

С выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального, процессуального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с действовавшим на период работы Хулаевой А.К. в должности акушерки в детской республиканской больнице Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 N 634, от 23.07.1993 N 701, от 22.09.1993 N 953) (далее Список 1991 года) засчитывалось один год работы в должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.

Из указанного положения нормативного акта следует, что засчитывался один год работы как один год и 6 месяцев закона в случае работы среднего медицинского персонала (в том числе и акушерки) в отделениях хирургического профиля стационаров.

Аналогичные положения закреплены в Перечне к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (далее Список 1999 года), а также в действующих в настоящее время Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449) к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Поскольку отделения оздоровления матерей и гинекологическое отделение республиканской детской больницы не имели хирургического профиля, что подтверждено Положением об отделении восстановительного лечения матерей республиканской детской больницы и сообщением этой больницы, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для льготного исчисления оспариваемого стажа, в связи с чем довод жалобы о необоснованности вывода суда от отказе и неправильном применении судом норм материального права несостоятелен.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень действительно относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Однако это постановление признано недействующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 с 1 октября 1993 г.

Таким образом, поскольку период работы Хулаевой в должности медсестры детского сада № 6 г. Элисты (с 31 февраля 1994 года по 31 августа 1994 года) имел место после утраты указанного Постановления, действовавшие же на указанный период Список и Правила1991 года, а также принятые в последующем Список и Правила 1999 года, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления указанных периодов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусматривали и не предусматривают такого наименования учреждения как детский сад, суд правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований включения оспариваемого периода в стаж по специальности.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что Постановление СМ СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года действовало до 22 сентября 1999 года, и суд неправильно применил нормы материального права, не основаны на законе.

Согласно материалам дела, Хулаева А.К. оспаривала невключение в стаж по специальности работу в должности инструктора по гигиеническому воспитанию в ГУ «Республиканский врачебно-физкультурный центр», с 27 апреля 2004 года по 1 мая 2005 года.

В оспариваемый период действует Постановление Правительства РФ от 29октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный этим Постановлением Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Должность инструктора по гигиеническому воспитанию в наименовании должностей, работа которых засчитается в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в указанном Списке 2002 года не предусмотрена.

Следовательно, довод жалобы о неправомерности отказа суда в этих требований, необоснован.

В силу ст. 128 КЗоТ РФ, действовавшего на период предоставления истцу отпуска, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению мог быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.

Аналогичные положения предусмотрены частью 1 ст. 128 ТК РФ.

В период с 19 по 21 июля 2000 года Хулаева А.К. находилась в отпуске без содержания.

С учетом того, что в указанный период зарплата не сохранялась, соответственно отчисления в пенсионный фонд не производились, суд правильно отказал в требовании истца о включении этого периода в стаж по специальности.

С учетом изложенного, решение суда законно и обоснованно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда РК от 9 августа 2008 года оставить без изменения. Кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Пюрвеева

Судьи Н.Э. Габунов

О.Г. Шиханова