Судья Семенова Л.Л. Дело № 33-724/2010 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ16 сентября 2010 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.
судей Джульчигиновой В.К. и Шихановой О.Г.
при секретаре Кодлаеве Э.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Коптева В.А. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о перерасчете пенсии, взыскании недоплат и индексации несвоевременно выплаченной пенсии по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 13 августа 2010 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истца Коптева В.А., представителя ответчика Кедеевой И.Ш., судебная коллегия
установила:
Коптев В.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по РК (далее – МВД по РК) о перерасчете пенсии, взыскании недоплат и индексации несвоевременно выплаченной пенсии.
В обоснование иска с учетом уточнений указал, что с 19 марта 1996 года является пенсионером МВД по РК, до ухода на пенсию занимал должность главного специалиста службы по исправительным делам и социальной реабилитации МВД по РК (далее СИД и СР МВД по РК). В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при увеличении денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. В 1998 году уголовно-исполнительная система, в том числе служба, где он работал, была передана в ведение Министерства юстиции РФ (далее Минюст РФ). Федеральным законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ и Указом Президента РФ от 30 июня 2002 года № 672 приняты приказы об установлении новых должностных окладов. Однако перерасчет пенсии ему произведен на основании приказа МВД РФ от 4 сентября 2002 года № 850 из оклада главного специалиста аппарата МВД по субъекту РФ с численностью населения менее 1 миллиона человек. В связи с тем, что должностные оклады управления исполнения наказания соотносятся с должностными окладами аппарата МВД субъекта федерации с численностью населения свыше 1 миллиона человек, полагает, что размер его пенсии должен быть осуществлен в соответствии с Приказом Минюста России от 22 августа 2002 года № 229 либо согласно приказу МВД по субъекту РФ с численностью населения свыше 1 миллиона человек. Просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 1 июля 2002 года из должностного оклада 2 165 руб., и с 1 июня 2010 года ежемесячно выплачивать пенсию в размере 5 755 руб. 98 коп. до изменения размера денежного довольствия, взыскать недоплаченную пенсию с 1 июля 2002 года по 31 мая 2010 в сумме 21 427 руб. 53 коп., индексацию за несвоевременную выплату пенсии в размере 12 639 руб. 21 коп, а также судебные расходы 330 руб.
В судебном заседании истец Коптев В.А. поддержав заявленные требования, пояснил, что деятельность СИД и СР МВД РК осуществлялась на основании Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Согласно положениям этого закона СИД и СР МВД РК являлось самостоятельным юридическим лицом, его штат утверждало Главное управление исправительных дел МВД РФ (ГУИН МВД РФ), финансирование осуществлялось непосредственно ГУИН МВД РФ, которая входила в единую уголовно-исправительную систему. Кроме того, градация определения штатов и окладов различна, в системе органов внутренних дел исходя из численности населения территории, в уголовно-исполнительной системе исходя из количества учреждений и проектной наполняемости учреждений исполнения наказания и следственных изоляторов.
Представители ответчика МВД по РК Кедеева И.Ш. и Манджиева О.Л. иск не признали, считая его необоснованным, так как истец является пенсионером внутренних дел с 19 марта 1996 года. Должностные оклады, установленные приказом Министерства юстиции РФ от 22 июня 2002 года № 229 для пенсионеров Министерства юстиции РФ, применимы быть не могут.
Решением Элистинского городского суда РК от 13 августа 2010 года в удовлетворении исковых требований Коптева В.А. отказано.
В кассационной жалобе истец Коптев В.А. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что получаемая им пенсия подлежит пересмотру при увеличении денежного довольствия сотрудников органов уголовно-исполнительной системы. Служба исправительных дел МВД РК, которая в 1996 году была преобразована в Управление исполнения наказания МВД РК и УИН МВД РК до передачи в 1998 году в Минюст РФ были самостоятельными юридическими лицами единой уголовно-исполнительной системы и не входили в штатное расписание аппарата МВД РК. Занимаемая им при увольнении должность главного специалиста группы подготовки производства СИД и СР МВД РК соответствует категории должности главного специалиста УФСИН РФ, поэтому перерасчет пенсии ему должен производиться исходя из оклада соответствующей должности УФСИН РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не находит.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пп. «б» п. 9 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 и исходил из того, что истец является пенсионером органов внутренних дел, в связи с чем законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение пенсионеров юстиции, к нему не применимо. Оснований для начисления истцу пенсии в большем размере, чем предусмотрено законодательством, не имеется.
С таким выводом суда следует согласиться.
В соответствии со ст. ст. 3, 7, 8, 24 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (в редакции действовавшей на момент возникновения правоотношений) правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы наряду с Конституцией РФ и федеральными законами составляют нормативные акты Министерства внутренних дел РФ и центральных органов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ. Территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы создаются Министерством внутренних дел РФ на территориях республик в составе Российской Федерации. При этом структура и штаты территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, а также положения о них утверждаются центральными органами управления уголовно-исполнительной системы. Перечни должностей, замещаемых лицами, имеющими специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаются министром внутренних дел Российской Федерации. Центральные органы управления уголовно-исполнительной системы являются самостоятельными структурными подразделениями Министерства внутренних дел РФ, обеспечивающими организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. К работникам уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из указанного следует, что уголовно-исполнительная система находилась в ведении МВД РФ, при этом порядок прохождения службы и пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентировалось наряду с другими правовыми актами, нормативными актами МВД РФ.
Как установлено судом, истец Коптев В.А. на момент увольнения (19 марта 1996 года) работал в должности главного специалиста группы подготовки производства Службы исправительных дел и социальной реабилитации МВД РК.
С учетом изложенных правовых норм, довод жалобы о самостоятельности Службы исправительных дел МВД РК, а также преобразованного Управления исполнения наказания МВД РК и УИН МВД РК до передачи в 1998 году в Минюст РФ несостоятелен.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется в зависимости от последнего места службы этих лиц.
Исходя из смысла указанной нормы закона пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и их семей осуществляется Министерством внутренних дел РФ.
Таким образом, в отношении истца пенсионное обеспечение осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, довод жалобы о том, что получаемая истцом пенсия подлежит пересмотру при увеличении денежного довольствия сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, является неосновательным.
С учетом изложенного, остальные приведенные в жалобе доводы правового значения не имеют.
Следовательно, решение суда законно и обоснованно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда РК от 13 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Пюрвеева
Судьи В.К. Джульчигинова
О.Г. Шиханова