Судья Очирова З.Г. дело №33-320/10 г.
К А СС А Ц И О Н НО Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 апреля 2010 г. г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Шихановой О.Г. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Х. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Яшкульском районе РК о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты по кассационной жалобе начальника УПФР в Яшкульском районе Г. на решение Яшкульского районного суда от 24 марта 2010 года.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Т., поддержавшей доводы жалобы, возражения Х., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Х. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Яшкульском районе РК (далее УПФР в Яшкульском районе) о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты, мотивируя тем, что он является ветераном подразделения особого риска, инвалидом второй группы вследствие общего заболевания. Как инвалид по общему заболеванию он получает ежемесячную денежную выплату (далее ЕДВ) в размере 1 544 руб. В назначении и выплате ЕДВ как участнику подразделения особого риска ему отказано решением пенсионного органа от 21 января 2010 г. со ссылкой на пункт 3 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года. Поскольку он имеет право на получение ЕДВ одновременно по двум основаниям, просил обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную выплату как участнику подразделения особого риска.
В судебном заседании Х. поддержал заявленные требования.
Представитель УПФР в Яшкульском районе Т. иск не признала, пояснив, что для установления ежемесячной денежной выплаты Х. как участнику подразделения особого риска оснований не имеется, так как согласно п.3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 г. № 294 гражданину, имеющему право на одновременное получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной по нескольким законам, независимо от основания, по которому она устанавливается, предоставляется одна ежемесячная денежная выплата, за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Истцу, как участнику подразделения особого риска и инвалиду по общему заболеванию, имеющему право на установление ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям - в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 и в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.
Решением Яшкульского районного суда РК от 24 марта 2010 г. исковые требования Х. удовлетворены.
На УПФР в Яшкульском районе возложена обязанность по назначению и выплате Х. ежемесячной денежной выплаты как участнику подразделения особого риска с 01 ноября 2009 г. в установленном законом размере.
В кассационной жалобе начальника УПФР в Яшкульском районе Г. ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права. Указывается, что Х. не является инвалидом вследствие воздействия радиации, а потому на него не распространяются льготы и компенсации, предусмотренные соответствующими нормами Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В резолютивной части решения суд не указал о назначении истцу ЕДВ одновременно по двум основаниям. Кроме того, суд определил назначить Х. выплату ЕДВ с 01 ноября 2009 г., в то время как в пенсионный орган истец впервые обратился 21 декабря 2009 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Как видно из материалов дела, Х. является инвалидом второй группы по общему заболеванию и в силу ст.28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» получает ежемесячную денежную выплату.
Согласно удостоверению, выданному 30 октября 2009 г. Комитетом ветеранов подразделения особого риска РФ, истец имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, указанных в подп. «д» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1.
В соответствии с п.1 указанного Постановления на граждан из подразделения особого риска распространено действие Закона РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пределах, установленных настоящим постановлением.
Лицам, указанным в подп. «д» п.1 данного Постановления гарантируются меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе и на получение ежемесячной денежной выплаты.
В силу ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Статьей 28-1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление инвалиду одной ежемесячной денежной выплаты по его выбору в случае возникновения у него права на получение ежемесячной денежной выплаты одновременно по настоящему федеральному закону и по другому федеральному закону.
При этом в порядке исключения право на получение двух ежемесячных выплат предоставлено только тем инвалидам, которым ежемесячная выплата установлена в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Данная норма закона была впервые введена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, то есть законом, принятым позже, чем норма базового Закона.
Аналогичное положение содержится в п.3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ 30 ноября 2004 г. №294, согласно которому гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими федеральными законами независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.
Из преамбулы Федерального Закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, должно обеспечиваться сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 7 октября 2005 г. №385-О, граждане из подразделения особого риска как особый субъект социальной защиты впервые названы в постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., которое распространило на них отдельные виды мер социальной поддержки и тем самым приравняло по своему правовому положению к гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, граждане из подразделения особого риска вместе с лицами, пострадавшими от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, составляют одну родовую группу получателей льгот и компенсаций, с учетом чего, а также исходя из смысла норм закона и нормативных правовых актов, распространивших действие базового Закона на граждан из подразделения особого риска, следует признать, что гражданам из подразделения особого риска ежемесячная денежная выплата установлена в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Следовательно, граждане из подразделения особого риска вправе претендовать на предоставление ежемесячной денежной выплаты одновременно по двум основаниям: как ветераны подразделения особого риска и как инвалиды от общего заболевания в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что истец имеет право на получение двух ежемесячных денежных выплат, предусмотренных такими федеральными законами как Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является законным и обоснованным.
По вышеизложенным основаниям нельзя согласиться с доводами жалобы об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права, без учета того, что Х. не является инвалидом вследствие воздействия радиации, а потому на него не распространяются льготы и компенсации, предусмотренные соответствующими нормами Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Довод кассационной жалобы о том, что в резолютивной части решения суд не указал о назначении истцу ЕДВ одновременно по двум основаниям, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принял решение в пределах заявленных истцом требований.
Что касается довода жалобы о том, что суд определил назначить Х. выплату ЕДВ с 01 ноября 2009 г., в то время как в пенсионный орган истец впервые обратился 21 декабря 2009 г., то с ним следует согласиться.
Согласно п.14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ 30 ноября 2004 г. №294, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку из материалов дела следует, что Х. обратился к ответчику с соответствующим заявлением 21 декабря 2009 г., с указанного времени и должна быть начислена ежемесячная денежная выплата.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Яшкульского районного суда РК от 24 марта 2010 г. оставить без изменения.
Внести коррективы в резолютивную часть решения, указав о назначении и выплате Х. ежемесячной денежной выплаты как участнику подразделения особого риска с 21 декабря 2009 г. в установленном законом размере.
Кассационную жалобу начальника УПФР в Яшкульском районе Г. удовлетворить частично.
Председательствующий Коченкова Л.Д.
Судьи Шиханова О.Г.
Шовгурова Т.А.