Судья Фурманов И.В. Дело № 33-114/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2010 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Дорджиева Б.Д. и Шихановой О.Г.,
при секретаре Ткачевой О.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Л-о В. А. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о замене специального транспортного средства по кассационной жалобе Л-о В.А. на решение Элистинского городского суда РК от 27 января 2010 г.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения Л-о В.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия Манжикова Б.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Л-о В.А. обратился в суд к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее – Минздравсоцразвития РК) с указанным иском и в обоснование своих требований указал следующее.
Он является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы по заболеванию. Как имеющий соответствующие медицинские показания, в октябре 2002 г. бесплатно был обеспечен легковым автомобилем «Таврия» со сроком эксплуатации 7 лет. По истечении данного срока обратился к ответчику с заявлением о замене ранее полученного специального транспортного средства, в котором ему было отказано. Полагает, что данный отказ является незаконным, ссылаясь на правовую позицию, высказанную в определении Конституционного Суда РФ №624-О-П от 17 июля 2007 г. Просил обязать Минздравсоцразвития РК обеспечить замену ранее выданного транспортного средства или выплатить соответствующую денежную компенсацию.
В судебном заседании истец Л-о В.А. уточнил исковые требования, просил обязать ответчика произвести выплату за средств федерального бюджета денежной компенсации за замену ранее выданного автомобиля.
Представитель Минздравсоцразвития РК в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда РК от 27 января 2010 г. в удовлетворении исковых требований Л-о В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития РК о замене ранее выданного специального транспортного средства отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на правовую позицию Конституционного суда РФ, согласно которой государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом гражданина объем ранее предоставленных ему социальных гарантий. Ссылка суда на то, что на 1 января 2005 г. он не состоял в очереди на обеспечение транспортным средством, не
может служить основанием для ограничения установленных федеральным законодательством прав, в том числе права на замену специального транспортного средства бесплатно или на льготных условиях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая требования, суд руководствовался п.п. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно», п. 28 ст. 63, ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами» и исходил из того, что одним из основных условий предоставления гражданину, являющемуся инвалидом и участником Великой Отечественной войны, транспортного средства бесплатно или на льготных основаниях является факт постановки данного гражданина на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации до 1 января 2005 г. Поскольку Л-о В.А. не состоял на учете по обеспечению специальным транспортным средством в органах социальной защиты до 1 января 2005 г., право на бесплатное получение транспортного средства или его замену у него не возникло.
С таким выводом суда следует согласиться.
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. №244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» было установлено использовать для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет.
Однако подпункт 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ признан утратившим силу (п. 28 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 15 «О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами» постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» также было признано утратившим силу.
Согласно ст. 153 вышеназванного Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 руб.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.
Таким образом, замена транспортного средства, предоставленного бесплатно в пользование льготной категории граждан в соответствии с ранее действующим законодательством, производится при условии постановки их на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.
Как видно из материалов дела, Л-о является инвалидом 2 группы, бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В октябре 2002 г. истцу был выдан бесплатно автомобиль ВАЗ-2106 «Таврия» без права продажи другому лицу сроком на семь лет. По истечении указанного срока Л-о В.А., обратившись к ответчику с заявлением о получении новой машины, получил отказ.
Однако, принимая во внимание, что он не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г., вывод суда первой инстанции о том, что у Л-о В.А. не возникло право на бесплатное получение транспортного средства, является правильным.
Несостоятельна ссылка в жалобе на правовую позицию Конституционного Суда РФ, закрепленную в определении от 17 июля 2007 г. №624-О-П. Толкование Конституционным Судом РФ права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах постановления Правительства РФ от 14 марта 1995 г. №244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно», предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 г. в связи с принятием постановления Правительства РФ от 19 января 2008 г. №15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. №685 и постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 г., включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.
При таких данных оснований для отмены судебного решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361 и 366 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда РК от 27 января 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л-о В.А. без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи Б.Д. Дорджиев
О.Г. Шиханова