Заявление о нарушении избирательного законодательства



Судья Оконов В.Э. Дело№33-140/10г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Элиста 18 февраля 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
в составе: председательствующего Коченковой Л.Д.,

судей Лиджеевой Л.Л. и Шихановой О.Г.,

при ведении протокола помощником судьи А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения Лаганского местного отделения * о защите избирательных прав по кассационной жалобе секретаря Лаганского МО * Т. на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 10 февраля 2010г.

Заслушав доклад судьи Лиджеевой Л.Л., объяснения представителя * М. по доводам жалобы, заключение прокурора В. об оставлении решения в силе, судебная коллегия

установила:

Избирательное объединение Лаганского местного отделения * (далее -Лаганское МО *) обратилось в суд с заявлением, указав, что решением № * от 27 января 2010г. избирательной комиссией Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - избирательная комиссия ЛРМО РК) отказано в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам Лаганского местного отделения * ввиду отсутствия нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного представителя Лаганского МО * по финансовым вопросам О. и копии решения о назначении уполномоченным представителем Лаганского МО * по финансовым вопросам Т. Считает данное решение незаконным, поскольку п. 6 ст. 19 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в РК» о предоставлении уполномоченным представителем нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам на который ссылается в своем решении избирательная комиссия противоречит ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В указанном федеральном законе отсутствует статья с аналогичным требованием. Таким образом, пункт 6 ст. 19 вышеуказанного Закона РК создает дополнительные препятствия для реализации избирательных прав. Просило отменить решение № * от 27 января 2010 г. избирательной комиссии ЛРМО РК и обязать зарегистрировать уполномоченного представителя по финансовым вопросам от избирательного объединения Лаганского МО * Т. и выдать ему разрешение на открытие специального избирательного счета для формирования избирательного фонда в Калмыцком отделении № 8579/09 Акционерного коммерческого Сберегательного банка по адресу: РК, г. Лагань, ул. Баташова, д. 2.

В судебном заседании первый секретарь Лаганского МО * Т. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Первый секретарь Калмыцкого Республиканского отделения * Н. поддержал требование заявителя Т.

Председатель избирательной комиссии Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия Н. в удовлетворении требований заявителя просила отказать.

Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 10 февраля 2010г. отказано в удовлетворении заявления избирательного объединения Лаганского местного отделения * об отмене решения № * от 27 января 2010 г. избирательной комиссии Лаганского районного муниципального образования РК об отказе в регистрации


2

уполномоченного представителя Лаганского местного отделения * по

финансовым вопросам.

В кассационной жалобе секретарь Лаганского МО * Т. просит решение суда отменить с вынесением нового решения об удовлетворении требований. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Принимая решение по делу, суд сослался на ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.п. 5, 6 ст. 19 Закона Республики Калмыкия «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия» от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 (в ред. от 2 декабря 2009 г.) и указал, что Лаганское МО * обязано было письменно известить избирательную комиссию о прекращении полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам О. и направить копию соответствующего решения. Вместе с тем, доказательства о том, что Лаганское МО * надлежащим образом письменно уведомило избирательную комиссию о прекращенных полномочиях уполномоченного представителя по финансовым вопросам О. и назначении уполномоченным представителем по финансовым вопросам Т. в материалах дела не имеется и в судебном заседании представлены не были.

С такими выводами суда согласиться нельзя.

Согласно ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (в ред. от 27 декабря 2009 г.) кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.

Кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Таким образом, регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется избирательными комиссиями в порядке, установленном законом субъекта РФ.

В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 19 Закона Республики Калмыкия «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия» от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 (в ред. от 2 декабря 2009 г.) кандидат вправе, а избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, обязано своим решением назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам, наделенного полномочиями по распоряжению средствами соответствующего избирательного фонда и иными связанными с этим полномочиями, письменно известив об этом соответствующую избирательную комиссию


3 и представив необходимые документы.

Уполномоченные представители по финансовым вопросам подлежат регистрации соответствующей избирательной комиссией. Регистрация производится на основании решения и нотариально удостоверенной доверенности и при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Как следует из материалов дела, конференцией Лаганского МО * от 23 января 2010г. в связи с болезнью ранее выдвинутого уполномоченного по финансовым вопросам Лаганского МО * О. принято решение о назначении уполномоченным по финансовым вопросам Т.

27 января 2010г. первым секретарем Калмыцкого республиканского отделения * Н. выдана доверенность Т. на ведение всех финансовых вопросов, связанных с выборами депутатов муниципального образования Лаганского района РК.

В судебном заседании Н. сам дополнительно подтвердил факт выдачи доверенности именно Т., объяснил допущенную описку в отчестве Т.

Между тем, данных о том, что О. была выдана аналогичная доверенность, не имеется.

При таких обстоятельствах, довод суда первой инстанции о том, что Лаганское МО * надлежащим образом письменно не уведомило избирательную комиссию о прекращенных полномочиях уполномоченного представителя по финансовым вопросам О., не имеет значения по делу, поскольку доверенность О. не выдавалась и она не приступала к исполнению обязанностей уполномоченного представителя.

Вывод суда о том, что данных о назначении уполномоченным представителем по финансовым вопросам Т. не имеется, и в регистрации отказано правильно, не соответствует материалам дела, поскольку Т. представлена суду выписка из протокола конференции от 23 января 2010г. о назначении его уполномоченным по финансовым вопросам.

В судебном заседании Т. показал, что представлял выписку из протокола конференции в избирательную комиссию, но ее у него не взяли.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, избирательной комиссией не представлено.

Таким образом, недостатки в представленных документах носили устранимый характер и могли быть исправлены при рассмотрении вопроса в избирательной комиссии, а в регистрации уполномоченного представителя отказано лишь по формальным основаниям.

Отказ в регистрации уполномоченного по финансовым вопросам избирательного объединения Лаганского МО * и отказ в открытии специального избирательного счета исключает возможность участия данного избирательного объединения в выборах органов местного самоуправления Лаганского района.

Между тем, Конституцией РФ и Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.


4

При таких обстоятельствах, право избирательного объединения Лаганского МО * на участие в выборах подлежит защите.

Таким образом, решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, выносит новое решение об удовлетворении требований.

Руководствуясь абз. 3 ст. 361, ст. 362, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 10 февраля 2010 г. отменить.

Заявление избирательного объединения Лаганского местного отделения * об отмене решения № * от 27 января 2010 г. избирательной комиссии Лаганского районного муниципального образования РК удовлетворить.

Отменить решение № * от 27 января 2010 г. избирательной комиссии Лаганского районного муниципального образования РК об отказе в регистрации уполномоченного представителя Лаганского местного отделения * по финансовым вопросам.

Обязать Избирательную комиссию Лаганского районного муниципального
образования зарегистрировать уполномоченного по финансовым вопросам

избирательного объединения Лаганского МО * Т. и выдать ему разрешение на открытие специального избирательного счета Лаганскому местному отделению * для формирования избирательного фонда в Калмыцком отделении № 8579/09 Акционерного Коммерческого Сберегательный Банка в г. Лагани.

Председательствующий Коченкова Л.Д.

Судьи Шиханова О.Г.

Лиджеева Л.Л.