Судья Мозяева Л.Б. Дело № 33-121/2010 г.К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 февраля | г. Элиста |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Шихановой О.Г.и Джульчигиновой В.К.
при секретаре Э.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на решение Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 29 октября 2009 года по делу по заявлению А. об оспаривании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Заслушав доклад судьи Джульчигиновой В.К., возражения А. на кассационную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), ссылаясь на то, что она родилась 07 мая 1953 года в селе Р-кое (ранее с.Ново-Склюиха) Рубцовского района Алтайского края, где проживала в периоды с 07 мая 1953 года по 31 декабря 1954 года и с 01 января 1958 года по 10 апреля 1958 года. Данное село включено в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр). Министерством труда и социального развития Республики Калмыкия (далее - Минтруд РК) она была включена в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Однако в нарушение Правил выдачи удостоверения единого образца МЧС России удостоверение ей не выдало, чем нарушило ее право на получение социальных льгот, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Просит суд признать бездействие МЧС России незаконным и возложить на МЧС России обязанность выдать ей удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В судебном заседании А. поддержала заявленные требования.
Представители МЧС России и Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 29 октября 2009 года заявление А. об обжаловании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий удовлетворено частично. Признано неправомерным бездействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена обязанность выдать удостоверение единого образца гражданина, подвергшегося действию радиации во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, А., проживавшей в с. Р-кое Рубцовского района Алтайского края с момента рождения по 1954 год и с 1 января по 10 апреля 1958 года, и получившей суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв, но не более 25 сЗв, с указанием соответствующих статей Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» на основании которых он имеет право на меры социальной поддержки. Разъяснено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязанности в течение месяца со дня получения копии настоящего решения сообщить о его исполнении А. и в Кетченеровский районный суд Республики Калмыкия.
В кассационной жалобе Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий просит отменить указанное решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что заявительница не представила доказательства о получении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Признавая требования А. обоснованными, суд руководствовался статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года № 162-р об утверждении Перечня населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 об утверждении Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При этом исходил из того, что заявительница родилась и проживала в период с 07 мая 1953 года по 31 декабря 1954 года и с 01 января 1958 года по 10 апреля 1958 года в с. Р-кое (ранее с.Ново-Склюиха) Рубцовского района Алтайского края, население которого подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не боле 25 сЗв (бэр). Министерством труда и социального развития Республики Калмыкия заявительница включена в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, направленный в МЧС России для выдачи удостоверений. В законе отсутствуют указания на то, что удостоверения не могут быть выданы гражданам, проживавшим до и после дня проведения ядерного испытания и на обязательное нахождение граждан в день проведения ядерных испытаний. Потому бездействие МЧС России, выразившееся в непринятии мер по выдаче А. удостоверения единого образца, является неправомерным.
С данным выводом суда следует согласиться, поскольку он сделан с учетом фактических данных по делу и соответствует требованиям норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. ст. 1 и 5 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации Перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 2, 5 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №849 (действовавших на день рассмотрения дела) предусмотрено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
По смыслу данных положений закона, право на получение указанного удостоверения имеют граждане, которые проживали в период 1949-1963 годы в населенных пунктах, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 11 июля 2006 года №404-О указание в статье 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», на определение порядка выдачи удостоверений единого образца, на основании которых предоставляются меры социальной поддержки, не предполагает установление им круга лиц, имеющих право на получение таких мер, и условий, с которыми связывается право на их получение. Подпункт «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в системной связи с положениями статей 1 и 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных названным Федеральным законом для лиц, проживавших в 1949-1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 года) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), поскольку ни из Указа Президента РФ от 20 декабря 1993 года №2228, ни из федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не следует, что для получения права на установленные им меры социальной поддержки необходимо было проживать в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в дни их проведения – 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года. Государство не может произвольно отказываться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.
Таким образом, законодательством предусмотрена выдача удостоверений единого образца гражданам при наличии доказательств проживания в населенном пункте, например, в с.Р-кое Рубцовского района Алтайского края, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне и указанном в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года № 162-р, население которого получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 СзВ (бэр).
Судом установлено, что А. родилась и проживала в с.Р-кое (ранее с.Ново-Склюиха) Рубцовского района Алтайского края в период с 07 мая 1953 года по 31 декабря 1954 года и с 01 января 1958 года по 10 апреля 1958 года.
Исходя из Перечня населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года № 162-р, данное село Р-кое Рубцовского района включено в список населенных пунктов, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную дозу (накопленную) дозу облучения, превышающую 25 СзВ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что бездействие МЧС России, выразившееся в непринятии мер по своевременной выдаче А. удостоверения единого образца, нарушает ее право на получение мер социальной поддержки (льгот и компенсаций), гарантированных вышеназванным Федеральным законом, и является неправомерным.
С учетом изложенного довод жалобы о том, что вывод суда о наличии оснований для выдачи удостоверения единого образца не соответствует нормам Федерального закона от 10 января 2002 года №2-ФЗ и позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года №404-О, является несостоятельным.
Что касается довода жалобы о непредставлении А. доказательств получения ею дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр) при проживании в с.Р-кое спустя пять лет после проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на население указанного населенного пункта, то он противоречит вышеприведенным нормам законодательства, поскольку это обстоятельство установлено тем, что населенный пункт, где проживала заявительница, включен в Перечень населенных пунктов, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения превышающую 25 сЗв.
При проведении ядерных взрывов, к которым относятся взрывы 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, имеет место гамма-излучение на сформированном радиоактивном следе, что влечет радиоактивное загрязнение природной следы и формирование доз облучения населения за счет локальных выпадений радиоактивных продуктов. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения зависит как от состава взрыва, так и срока формирования дозы. Хотя основной вклад в дозу вносится за счет облучения населения от выпадения короткоживущих нуклидов на местность в первые сутки, частичный вклад в дозу в меньших долях в дальнейшем со временем отделения взрыва не исключается, поскольку имеет место лишь снижение величины доз возможного облучения.
Однако достоверных доказательств того, что на момент проживания заявительницы в с. Р-кое Рубцовского района величина доз возможного облучения вследствие ядерного взрыва снизилась до фоновых значений и составила менее уровня доз облучения, установленного Федеральным законом, МЧС России суду первой инстанции не представлено.
Ссылка в жалобе на научные отчеты ГУ НИИ региональных медико-биологических проблем 1997 и 1998 года о неподтверждении получения гражданами, проживавшими после марта 1950 года в с.Р-кое дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), не может быть принята во внимание, поскольку в силу ст. 55 ГПК РФ они не являются доказательствами.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 29 октября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи О.Г. Шиханова
В.К. Джульчигинова