Судья Чуев Д.Ю. Дело № 33-124/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е04 марта 2010 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Габунова Н.Э. и Цакировой О.В.,
при секретаре Б.
с участием прокурора Владимировой Д.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора в интересах М. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения по кассационному представлению прокурора на решение Элистинского городского суда РК от 25 января 2010 г.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения представителя ответчика К., возражавшего против доводов кассационного представления, заключение прокурора Владимировой Д.А. об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах М. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой Яшалтинского района РК была проведена проверка соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что М., 1984 года рождения является сиротой, его мать М. умерла в сентябре 1990 г., а отец М. умер в апреле 1993 г. Постановлением Главы администрации Яшалтинского района от 28 апреля 1993 г. № 85 несовершеннолетнему М. был назначен опекун. Собственного и закрепленного за ним жилого помещения М. не имеет, зарегистрирован по адресу: Яшалтинский район, с. ______, ул._____, д.___. Указанное домовладение принадлежит его дяде. В 2002 г. М. достиг 18-летнего возраста и опека в отношении него прекратилась. Распоряжением Главы администрации СМО от 17 июля 2009 г. № 46 М. поставлен на учет на внеочередное приобретение жилого помещения. 27 ноября 2009 г. Глава администрации СМО направил в Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству республики письмо с просьбой выделить субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот, в том числе М. В силу положений Конституции РФ, норм Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ полагал, что М. имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди как сирота. Просил суд возложить на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК обязанность предоставить М. вне очереди социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Босхамджиев Д.А. и истец М. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика М.В. заявленные исковые требования не признала и пояснила, что М. не имеет права на получение во внеочередном порядке субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку он встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после достижения возраста 23 лет. Истец имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке по договору социального найма, который подлежит заключению с администрацией соответствующего органа местного самоуправления.
Дело было рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя СМО Яшалтинского района РК, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, от которого ранее поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя СМО.
Решением Элистинского городского суда РК от 25 января 2010 г. в удовлетворении искового заявления прокурора Яшалтинского района РК в интересах М. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК о внеочередном предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения отказано.
В кассационном представлении прокурора Босхомджиева Д.А. ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении иска, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывается, что М., как лицо из числа детей-сирот, опека над которым прекратилась по достижении им совершеннолетия, имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди в силу норм Конституции РФ, ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент утраты истцом родительского попечения, ст. 57 Жилищного кодекса РФ. При этом обстоятельство достижения детьми-сиротами 23-летнего возраста само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилище. М., равно как и его родители при жизни, закрепленного жилого помещения не имеет, до настоящего момента вынужден проживать у родственников или арендовать жилое помещение. Кроме того, суд не учел, что М. не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вине органов опеки и попечительства, органов местного самоуправления и опекуна. Поэтому полагает необоснованным вывод суда об отсутствии у истца М. права претендовать на внеочередное получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в силу действующего законодательства право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет. Истец М., его опекун, и другие компетентные органы не обратились до достижения истцом 23 –летнего возраста за реализацией его права на получение жилого помещения в собственность. При таких данных суд пришел к выводу об отсутствии у истца права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот в виде внеочередного предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения и отказа в удовлетворении заявленных прокурором в интересах М. требований.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку при рассмотрении дела судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, в решении им дана необходимая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям материального закона.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Согласно ст. 1 названного Федерального закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Следовательно, положения данного закона распространяются только на лиц указанных категорий граждан до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью предоставляется до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, 23-летнего возраста.
Как видно из материалов дела, истец М., 1984 года рождения, с 1993 г. признан ребенком-сиротой, до 18 лет находился под опекой.
Судом установлено, что до достижения 23-летнего возраста истец, а также компетентные органы в интересах истца, не обращались за реализацией права истца на обеспечение жилой площадью. Впервые истец обратился и был постановлен на учет как нуждающийся в жилом помещении в 2009 г. На момент постановки на учет ему исполнилось 25 лет.
Следовательно, на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец М. не относился ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких данных, поскольку рассматриваемым федеральным законом социальные гарантии предоставляются лишь лицам, не достигшим 23-летнего возраста, суд пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для предоставления истцу во внеочередном порядке субсидии на приобретение или строительство жилья в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеется.
Учитывая изложенное, несостоятельным является довод кассационного представления о том, что само по себе обстоятельство достижения истцом 23-летнего возраста не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе, предусматривающие право на внеочередное обеспечение жилой площадью, распространяются лишь на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Что касается довода кассационного представления о том, что М. не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вине органов опеки и попечительства и опекуна, то он не может быть принят во внимание, так как эти обстоятельства правового значения для настоящего дела не имеют.
При таких обстоятельствах, учитывая нормы действующего законодательства, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а :
Решение Элистинского городского суда РК от 25 января 2010 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий: Лиджеева Л.Л.
Судьи: Габунов Н.Э.
Цакирова О.В.