Иск к Пенсионному фонду РФ



Судья Зеленский В.В. Дело № 33-143/2010

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 марта 2010 г. г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Коченковой Л.Д.,

судей Дорджиева Б.Д. и Шихановой О.Г.,

при секретаре К.,

рассмотрела в судебном заседании дело по иску Ц-вой В.О. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия о включении в стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости по кассационной жалобе начальника ГУ – УПФР в Приютненском районе РК У-ва М.А. на решение Приютненского районного суда РК от 15 января 2010 г.

Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Д-а Н.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения Ц-вой В.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ц-ва В.О. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (далее УПФ РФ) о включении в стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование требований указала, что с 15.08.1984 г. она работает учителем в школе. 15 августа 2009 г. ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составил 25 лет. 18 августа 2009 г. она обратилась в УПФ РФ о назначении ей трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии от 30 октября 2009 г. в назначении указанной пенсии ей отказано, в связи с тем, что из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06 октября 1992 г. по 10 января 1993 г., с 01 июня по 31 июля 1993 г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13 по 18 февраля 2006 г.. с 23 по 24 апреля 2008 г. Считая данное решение незаконным, просила обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанные периоды работы и назначить пенсию с момента обращения в УПФ РФ в Приютненском районе.

В судебном заседании Ц-ва В.О. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика К-ко О.В. иск не признала, пояснив, что пенсионный орган правомерно исключил из стажа Ц-вой В.О. периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, поскольку эти периоды не относятся к ежегодным отпускам, а также период нахождения на курсах повышения квалификации, так как включение данных периодов в специальный стаж не предусмотрено п.п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года и п. 10 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Решением Приютненского районного суда РК от 15 января 2010 г. исковые требования Ц-вой В.О. удовлетворены. Суд обязал Управление Пенсионного Фонда РФ в Приютненском районе Республики Калмыкия включить в специальный трудовой стаж Ц-вой В.О., дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 10 января 1993 г. и 01 июня по 31 июля 1993 г., а также время нахождения на курсах повышения квалификации с 13.02.2006 г. по 18.02.2006 г. и с 23.04.2008 г. по 24.04.2008 г. и назначить выплату пенсии истице с 18 августа 2009 г.

В кассационной жалобе начальника ГУ – УПФР в Приютненском районе РК У-ва М.А. ставится вопрос об отмене решения по тем основаниям, что период ухода за ребенком до достижения им трех лет не может быть засчитан в стаж работы по специальности в случае назначении пенсии на льготных условиях. Курсы повышения квалификации также не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку не относятся к периоду работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

При кассационном рассмотрении дела представитель ответчика уточнила, что из подсчета специального стажа истицы подлежит исключению период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет не с 06 октября, а с 09 августа 1992 г., то есть когда ребенок достиг этого возраста.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с осуществлением педагогической деятельности подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Как следует из материалов дела Ц-ва В.О. работала в Нартинской средней школе учителем русского языка и литературы с 15 августа 1984 г по 30 августа 1998 г., после чего была принята в Приютненскую среднюю школу № 2 на ту же должность, где работает по настоящее время. 09 февраля 1991 г. Ц-ва В.О. родила дочь Ц-ву Г.И., находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 07.04.1991 г. по 09.08.1992 г., затем до трех лет с 10.08.1992 г. по 10.01.1993 г. и с 01.06.1993 г. по 31.07.1993 г.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Ц-вой в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов подлежит включению в стаж, дающий право истице на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения Ц-вой в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также трех лет подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях, так как на момент предоставления указанных отпусков действующий материальный закон включал указанные периоды в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях

Выводы суда об удовлетворении исковых требований Ц-вой соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы пенсионного органа о том, что период ухода за ребенком до достижения им трех лет не может быть засчитан в стаж работы по специальности в случае назначении пенсии на льготных условиях, является несостоятельным по вышеизложенным основаниям.

Что касается доводов о том, что курсы повышения квалификации также не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку не относятся к периоду работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, то с ними нельзя согласиться.

Суд первой инстанции правильно указал в решении, что Ц-ва В.О. находилась на курсах повышения квалификации в период их гарантированного включения в стаж работы, дающей право на специальное (льготное) пенсионное обеспечение. За истицей сохранилось рабочее место, заработная плата, работодателем производились отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, а потому при определении права на назначении досрочной пенсии на основании ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» данный период должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Принимая во внимание изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Вместе с тем, с учетом пояснений представителя ответчика в суде кассационной инстанции, имеются основания для внесения корректив в резолютивную часть решения о включении в специальный трудовой стаж Ц-вой, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не с 06 октября 1992 г., а с 09 августа 1992 г.

Руководствуясь абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 15 января 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Приютненском районе РК У-ва М.А. – без удовлетворения.

Внести коррективы в резолютивную часть решения суда, указав о возложении на Управление Пенсионного Фонда РФ в Приютненском районе Республики Калмыкия обязанность включить в специальный трудовой стаж Ц-вой В.О., дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком вместо «с 06 октября 1992 г.» - «с 09 августа 1992 г.».

Председательствующий Л.Д. Коченкова

Судьи Б.Д.Дорджиев

О.Г.Шиханова