Иск к МВД РК о признании незаконным отказа в предоставлении медицинской помощи



Судья Богзыкова Е.В. Дело № 33-91/2010

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 4 февраля 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Дорджиева Б.Д. и Шовгуровой Т.А.

при секретаре А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее МВД по РК), Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Республики Калмыкия» (далее - ФГУЗ «МСЧ МВД РК») о признании незаконным отказа в предоставлении медицинской помощи, взыскании понесенных расходов за оказание медицинской помощи по кассационной жалобе представителя МВД по РК Ш. на решение Элистинского городского суда РК от 22 декабря 2009 г.

Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения представителя МВД по РК Шараева М.Г., представителя ФГУЗ «МСЧ МВД РК» Ц., поддержавших доводы жалобы, возражения против жалобы истца Д. и его представителя М., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Д. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Калмыкия 20 июня 2009 г. во время прохождения физической подготовки он получил травму правой руки. При обращении в травмпункт Республиканской больницы по результатам рентгенографии у него установлен закрытый перелом 5 пястной кости правой кисти со смещением, с этого же дня он находился в отпуске по временной нетрудоспособности. Поскольку осколок кости был смещен и не срастался, врачами поликлиники МВД он был направлен в Республиканскую больницу для оперативного вмешательства, где 11 августа 2009 г. ему была сделана операция: открытая репозиция МОС 5 пястной кости правой кисти. 7 сентября 2009 г. он выписался с вышеуказанного медучреждения, и с 8 сентября 2009 г. продолжил амбулаторное лечение в поликлинике МВД по РК. 7 октября 2009 г. он представил заместителю начальника ФГУЗ «МСЧ МВД РК» Л. контрольный снимок рентгенографии, а также заключение врача-ортопеда Республиканской больницы с рекомендацией проведения повторной операции. 8 октября 2009 г. на консилиуме врачей главный хирург Минздрава РК подтвердил заключение врача-ортопеда о необходимости проведения ему повторной операции. Несмотря на специализированное заключение и результаты анализов руководство ФГУЗ «МСЧ МВД по РК» не выдало ему направление на операцию, закрыло больничный лист 12 октября 2009 г. с датой выхода 13 октября 2009 г. Считает, что фактически ему было отказано в дальнейшем лечении. Поэтому в порядке самообращения он обратился в Республиканскую больницу, куда направил свою амбулаторную карту, решение консилиума и консультативный лист врача-ортопеда Х. о необходимости операции. Получив разрешения и.о. главного врача Республиканской больницы и заведующего нейрохирургическим отделением этой больницы Д. на госпитализацию, он оформил историю болезни в плановом приёмном покое, о чем в журнале регистрации больных произведена соответствующая запись. Однако после оформления истории болезни в госпитализации ему отказано со ссылкой на указание министра здравоохранения РК, как ему пояснили, - в результате личного вмешательства министра внутренних дел по РК. Он вынужден был обратиться в иное медицинское учреждение, расположенное за пределами Республики Калмыкия - в Астраханскую Александро-Маринскую клиническую больницу, где в период с 15 по 29 октября 2009 г. он находился на лечении, за счет собственных средств оплачивал обследование и консультации врачей, а также курс лечения. За оказанную медицинскую помощь он выплатил денежную сумму в размере 20 979 руб. 83 коп. По излечении он представил в МВД по РК документы, подтверждающие факт получения медицинской помощи и её оплату, личное заявление о возмещении понесенных затрат на лечение, но ему было отказано. Полагал, что ответчики отказали ему в бесплатной медицинской помощи в медицинском учреждении системы МВД, создали препятствия для её получения в иных медицинских учреждениях, что противоречит Основам законодательства РФ об основах здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Он был лишен гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи, вынужден был за счет собственных средств нести расходы за её оказание.

Просил признать отказ ответчиков в предоставлении ему гарантированной законом медицинской помощи незаконным, взыскать с МВД по РК в его пользу сумму вынужденно понесенных им затрат на медицинскую помощь в размере 20 979 руб. 83 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 729 руб. 40 коп., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В судебном заседании истец Д. исковые требования уточнил, просил признать отказ ФГУЗ «МСЧ МВД РК» в предоставлении ему гарантированной законом медицинской помощи незаконным в части непредоставления ему посттравматической реабилитации и отказе своевременно выдать ему направление в Государственное учреждение «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» на оперативное лечение 12 октября 2009 г., взыскать с МВД по РК в его пользу сумму вынужденно понесенных им затрат на медицинскую помощь (лечение) - денежные средства в размере 20 979 руб. 83 коп., взыскать с МВД по РК и ФГУЗ «МСЧ МВД РК» в его пользу расходы по уплате госпошлины в размере 729 руб. 40 коп. и расходы за услуги представителя в размере 15000 руб., взыскать с МВД по РК и ФГУЗ «МСЧ МВД РК» компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

Представители истца М. и Б. исковые требования поддержали.

Представители МВД по РК Э. и Ш., представители ФГУЗ «МСЧ МВД РК» Л., Ц. исковые требования Д. не признали, указав, что Д. в оказании бесплатной медицинской помощи не отказывалось, препятствия для её получения не создавались. Он с 20 июня 2009 г. по 12 октября - непрерывно 112 дней находился на излечении. Больничный лист был закрыт по решению врачебной комиссии в связи трудоспособностью истца, отсутствием медицинских показаний для продления больничного листа на тот период. Согласно Рекомендациям для руководителей лечебно-профилактических учреждений и лечащих врачей, специалистов - врачей исполнительных органов Фонда социального страхования РФ «Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах» в соответствии с МКБ-10, утвержденным Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ от 21 августа 2000 г., ориентировочные сроки временной нетрудоспособности травмы запястья и кисти, закрытый перелом пятой пястной кости со смещением - 30-45 дней. На основании рапорта Д. от 12 октября 2009 г. МВД по РК в Управление медико-социальной защиты Департамента Тыла МВД России направлена выписка из истории болезни для решения вопроса о проведении Д. оперативного лечения в условиях Главного Клинического госпиталя МВД России. 30 октября 2009 г. истец написал отказ от лечения в указанном госпитале. В связи с данным отказом истца врачебной комиссией ФГУЗ «МСЧ МВД по РК» принято решение о направлении истца на оперативное лечение в профильное отделение ГУ «Республиканская больница им. П.П.Жемчуева». До настоящего времени истец за получением этого направления не явился. Курс лечения, который истец прошел в ГУЗ «Астраханская Александро-Мариинская областная клиническая больница» не связан с предписанными главным хирургом Минздрава РК и врачебной комиссией ФГУЗ «МСЧ МВД РК» рекомендациями о необходимости повторного оперативного лечения. Кроме того, договор между МВД по РК и этим медицинским учреждением отсутствует, поэтому возмещение затрат Д. не может быть произведено. Требования истца о компенсации морального вреда не подтверждены какими-либо доказательствами.

Решением Элистинского городского суда от 22 декабря 2009г. исковые требования Д. удовлетворены. Признан незаконным отказ ФГУЗ «МСЧ МВД РК» в предоставлении Д. медицинской помощи в части непредоставления ему посттравматической реабилитации и отказе своевременно выдать ему направление в Государственное учреждение «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» на оперативное лечение 12 октября 2009 года. Взысканы с ФГУЗ «МСЧ МВД РК» в пользу Д. компенсация морального вреда в сумме 2000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 7500 руб. Взысканы с МВД по РК в пользу Д. расходы, понесенные за оказание ему медицинской помощи, в сумме 20977 руб. 83 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 729 руб. 40 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 7500 руб. Взыскана с ФГУЗ «МСЧ МВД РК» государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 100 руб. Взыскана с МВД по РК государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 100 руб.

В кассационной жалобе представитель МВД по РК Ш. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства, не дал правовую оценку доказательствам и доводам ответчика, неправильно применил нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь ст.1, 2, 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487-1, ст. 28.1 Закона РФ от 18 апреля 1991г. № 1026-1 «О милиции», ст. 12, 150,151, 1101 ГК РФ, исходил из того, что, несмотря на наличие показаний для реабилитационного и оперативного лечения, на наличие ходатайства Д. о выдаче ему направления на оперативное лечение в ГУ «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева», с которым МВД по РК заключен государственный контракт на оказание медицинской помощи сотрудников органов внутренних дел РК на период с января 2009г. по 31 декабря 2009г., ФГУЗ «МСЧ МВД РК» не выдало направление Д. 12 октября 2009 г., то есть до истечения срока отпуска по временной нетрудоспособности. Таким образом, право сотрудника милиции Д. на получение бесплатной медицинской помощи было нарушено, он понес расходы на лечение, в котором ему не могло быть отказано в ФГУЗ «МСЧ МВД РК», поэтому необходимо взыскать в его пользу понесенные расходы на оплату медицинской помощи, компенсацию морального вреда.

С такими выводами суда согласиться нельзя.

В силу ст. 28.1 Закона РФ от 18 апреля 1991 № 1026-1 «О милиции» сотрудники милиции имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников милиции медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинская помощь оказывается им беспрепятственно в иных медицинских учреждениях государственных или муниципальных систем здравоохранения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Оплата этих услуг производится из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

В соответствии с «Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004г. № 911 «Об оказании медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» (далее – Правила оказания медицинской помощи), медицинская помощь оказывается сотрудникам органов внутренних дел за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел Российской Федерации на предусмотренные настоящими Правилами цели, - бесплатно. Прикрепление сотрудников на медицинское обслуживание к амбулаторно-поликлиническим учреждениям системы МВД России производится на основании списков, составляемых кадровыми органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящих Правил (их территориальных органов в субъектах Российской Федерации, образовательных учреждений профессионального образования и др.).

Как следует из материалов дела, 20 июня 2009 г. во время занятий по физической подготовке Д.. получил травму в виде перелома со смещением 5 пястной кости правой руки. 11 августа 2009 г. ему была сделана операция: открытая репозиция МОС 5 пястной кости правой кисти. Кроме того, 8 октября 2009 г. во время врачебного консилиума установлена травма - «перелом четвертого пальца правой руки». С 20 июня 2009 г. по 12 октября - непрерывно 112 дней Д. находился на излечении. Решением Врачебной комиссии ФГУЗ «МСЧ МВД РК» от 8 октября 2009г. отпуск по временной нетрудоспособности продлен Д. с 8 октября 2009 г. по 12 октября 2009 г., установлено приступить к службе с 13 октября 2009 г., назначено повторное оперативное лечение в плановом порядке и врачу-хирургу П. поручено подготовить и направить выписку в УМСЗ ДТ МВД России с целью решения вопроса оперативного лечения в условиях ГКГ МВД России. Проведенная операция в ГУ «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» в августе 2009 г. не привела к выздоровлению истца. В связи с этим, врачебная комиссия во избежание неблагоприятного исхода оперативного лечения приняла решение о направлении Д. в специализированное лечебное учреждение - Главный клинический госпиталь МВД России, являющееся главным медицинским учреждением МВД России, где имеется современное диагностическое оборудование, в котором работают специалисты высокого уровня.

Суд первой инстанции в своем решении указал, что оснований для отказа в удовлетворении рапорта Д. от 12 октября 2009 г. о выдаче ему направления на оперативное лечение в ГУ «Республиканская больница им. П.П.Жемчуева» на основании консультации врача-ортопеда Х. от * 2009 г., а также консилиума врачей с приглашением хирурга Ш. о необходимости оперативного вмешательства в связи с полученным и не вылеченным переломом кисти правой руки, у ФГУЗ «МСЧ МВД РК» не имелось.

Данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что на основании рапорта Д. от 12 октября 2009г., ответчиком ему было предложено пройти лечение в Главном клиническом госпитале МВД РФ в г. Москве. Однако истец отказался от лечения в госпитале и сам по своей инициативе выехал в г. Астрахань. В ноябре 2009г. врачебной комиссией ФГУЗ «МСЧ МВД по РК» принято решение о направлении истца на оперативное лечение в профильное отделение ГУ «Республиканская больница им. П.П.Жемчуева». За получением этого направления истец не явился.

Эти обстоятельства истцом не оспариваются.

Таким образом, доводы истца, что должностные лица МВД РК, ФГУЗ «МСЧ МВД по РК» отказали ему в предоставлении медицинской помощи, не нашли подтверждения.

Суд первой инстанции не учел, что повторное плановое оперативное лечение не является скорой медицинской помощью или медицинской помощью по неотложным показаниям. Данное оперативное лечение согласно решению врачебной комиссии должно быть проведено в плановом порядке, то есть могло быть отсрочено.

Согласно «Правилам возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004г. № 911 «Об оказании медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» (далее – Правила возмещения расходов) расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.

Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания). Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного.

При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти.

Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи.

Курс лечения, который истец прошел в ГУЗ «Астраханская Александро-Мариинская областная клиническая больница» не связан с предписанными главным хирургом Минздрава РК и врачебной комиссией ФГУЗ «МСЧ МВД РК» рекомендациями о необходимости повторного оперативного лечения, не относится к скорой или неотложной медицинской помощи. Договор между МВД по РК и этим медицинским учреждением отсутствует.

Д. в Александро-Мариинской областной клинической больнице было проведено лечение в виде иглотерапии, электрофореза. Между тем, согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности ФГУЗ «МСЧ МВД РК» вправе предоставлять такие виды медицинских услуг.

Таким образом, истец имел возможность получить указанное лечение бесплатно в условиях учреждения «МСЧ МВД РК», но сам выбрал другое медицинское учреждение при отсутствии угрозы жизни и здоровью, и оплатил его услуги, заведомо зная об отсутствии договора между МВД РК и ГУЗ «Александро-Мариинская областная клиническая больница» г.Астрахани.

При таких обстоятельствах правовых оснований для оплаты расходов, понесенных истцом на лечение в больнице г. Астрахани, не имеется.

В соответствии со ст. 58 Основ, п. 12 «Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 сентября 2008г. № 513н, решение о продлении больничного листа до 30 дней принимает лечащий врач, а свыше 30 дней - врачебная комиссия.

Врачебная комиссия медицинской организации создается с целью совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.

При таких данных выводы суда о том, что с 13 октября 2009 года и до настоящего времени у истца не восстановлена трудоспособность, он не мог и не может выполнять должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией начальника ОСБ МВД по РК, не имеют правового значения, поскольку решение о закрытии больничного листа Д. было принято врачебной комиссией ФГУЗ «МСЧ МВД по Республике Калмыкия», коллегиально, уполномоченным органом.

Решение врачебной комиссии не было обжаловано истцом в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, судебное решение подлежит отмене, и поскольку все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора установлены, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, выносит новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь абз. 3 ст. 361, ст. 362, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а :

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2009 г. отменить.

В удовлетворении исковых требований Д. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия, Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Республики Калмыкия» о признании незаконным отказа Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Республики Калмыкия» в предоставлении ему посттравматической реабилитации и отказе выдать направление в Государственное учреждение «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» на оперативное лечение, взыскании компенсации морального вреда, понесенных расходов за оказание медицинской помощи, расходов по оплате услуг представителя, государственной пошлины о т к а з а т ь.

Председательствующий Лиджеева Л.Л.

Судьи Дорджиев Б.Д.

Шовгурова Т.А.