Иск о взыскании стоимости реабилитационных мероприятий



Судья Батырова К.Х. Дело № 33-848/2010 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Цакировой О.В. и Шихановой О.Г.,

при секретаре Кодлаеве Э.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по иску Музраева М.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании стоимости реабилитационных мероприятий по кассационной жалобе Музраева М.В. на решение Элистинского городского суда РК от 7 сентября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения представителя истца Музраевой С.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Министерства финансов РФ Дубовой О.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Музраев М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия и Министерству здравоохранения и социального развития РК (далее – Минздравсоцразвития РК) о взыскании стоимости реабилитационных мероприятий по договору ФГУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова» на оказание платных медицинских услуг по проведению операции по тотальному эндопротезированию левого тазобедренного сустава в размере 145310 руб., обязав ответчиков перечислить указанную сумму на его банковский лицевой счет.

В последующем истец уточнил заявленные требования, предъявив их к Минздравсоцразвитию РК и Министерству финансов РФ (далее – Минфин РФ). Просил взыскать с Минздравсоцразвития РК за счет средств федерального бюджета стоимость реабилитационных мероприятий в размере 145310 руб., расходы по оплате госпошлины, обязав Минфин РФ перечислить указанную сумму на его лицевой банковский счет.

В обоснование требований указал, что вследствие дорожно-транспортного происшествия он является инвалидом 3-й группы по заболеванию с диагнозом: посттравматический коксартроз левого тазобедренного сустава. В октябре 2009 года обратился в Минздравсоцразвития РК с заявлением о предоставлении квоты в целях получения высокотехнологичной медицинской помощи (далее ВМП) в виде тотального эндопротезирования левого тазобедренного сустава, необходимость в которой установлена Индивидуальной программой реабилитации (далее ИПР). В связи с отсутствием возможности ожидать получения квоты в силу постоянных и непрекращающихся болей, был вынужден 29 октября 2009 года самостоятельно обратиться в ФГУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова», где ему была проведена данная операция. Стоимость комплекта эндопротезов ему возмещена РОФСС РФ по РК. Вместе с тем стоимость платных медицинских услуг по проведению указанной операции составила 145310 руб., которая им оплачена в полном объеме. Поскольку ФГУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова» включено в перечень федеральных медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на оказание в 2009 г. ВМП за счет ассигнований федерального бюджета, просил взыскать145310 руб.

В судебном заседании истец Музраев М.В. поддержал заявленные требования.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РК Башаев Э.Б. заявленные требования не признал, ссылаясь на то, истец, имея возможность получить квоту на предоставление ВМП, обратившись в Минздравсоцразвития в установленном порядке, в дальнейшем процедуру получения квоты не прошел, поскольку в последующем отказался от ее получения.

Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РК Дубовая О.А. указала на то, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку распорядителем средств, выделяемых на оказание гражданам ВПМ, является Минздравсоцразвития РК.

Решением Элистинского городского суда РК от 7 сентября 2010 в удовлетворений исковых требований Музраеву М.В. отказано.

В кассационной жалобе Музраев М.В. просит решение суда отменить с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался требованиями ст. 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлениями Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 286, от 5 декабря 2008 г. № 913, 2 октября 2009 г. № 811 «Об утверждении Программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2008 г. № 786н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета», Административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития РК по предоставлению государственной услуги «Направление на предоставление гражданам Республики Калмыкия высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях, участвующих в выполнении государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РК от 24 сентября 2009 г. № 678-пр. При этом обоснованно исходил из того, что поскольку Музраев отказался от высокотехнологичной медицинской помощи в виде получения квоты на тотальное эндопротезирование левого тазобедренного сустава в установленном законом порядке, то право на компенсацию за проведение операции за собственные средства у него отсутствует.

С данным выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

В силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в редакции от 27.07.2010 г.) специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Оказание квалифицированной помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2008 г. № 786н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета» установлен порядок направления граждан РФ в медицинские учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания.

Поскольку направление гражданам для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинские учреждения выдает орган исполнительной власти субъекта РФ, то Минздравсоцразвития РК издан Административный регламент, регулирующий порядок предоставления указанной государственной услуги.

Как видно из материалов дела, Музраев вследствие дорожно-транспортного происшествия получил телесные повреждения, в результате которых признан инвалидом 3 группы с 1998 года. В марте 2009 года при очередном переосвидетельствовании истцу была выдана индивидуальная программа реабилитации, согласно которой ему было в качестве мероприятий медицинской реабилитации рекомендовано тотальное эндопротезирование левого тазобедренного сустава. 15 октября 2010 г. он обратился в Минздравсоцразвития РК с заявлением о получении квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь, проводимую в медицинских учреждениях, участвующих в выполнении государственного задания на оказание в 2009 г. высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ за счет ассигнований федерального бюджета. Согласно положениям Административного регламента, решением комиссии от 2 ноября 2009 г. Музраева поставили на учет для получения квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь. Однако 26 октября 2009 г., т.е. через 11 дней, не дожидаясь решения комиссии, он самостоятельно обратился в медицинское учреждение, где ему провели операцию по установлению эндопротеза за его собственные средства.

Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, Музраев имел право на получение высокотехнологичной медицинской помощи как бесплатно, соблюдая порядок его предоставления, так и платно за свои собственные средства. Поскольку истец выбрал проведение операции по установлению эндопротеза за собственные средства, то право на получение компенсации законом не предусмотрено. Более того, как подтвердил представитель истца в судебном заседании, оснований для оказания экстренной медицинской помощи не было, поскольку он обратился к ответчику спустя 6 месяцев с момента получения индивидуальной программы реабилитации, и также нет вины Минздравсоцразвития РК в понесенных расходах Музраева ввиду предоставления квоты через две недели с момента обращения.

При таких обстоятельствах суд правильно сделал вывод, что обращение в Институт им. Приорова явилось добровольным выбором истца, а потому возмещение убытков в виде оплаты за проведение операции при отсутствии вины ответчика неправомерно.

Следовательно, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда РК от 7 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи О.В. Цакирова

О.Г. Шиханова