Судья Карвенова Е.В. | Дело №33-866/10 |
11 ноября 2010 года | г. Элиста |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченкова Л.Д.,
судей Шихановой О.Г. и Джульчигиновой В.К.
при секретаре Эрднеевой С.Н.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Унгарлиновой И.Н. к Прокуратуре Республики Калмыкия, Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия о взыскании суммы пособия по беременности и родам по кассационной жалобе Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 октября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Джульчигиновой В.К. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия Очир-Горяева Н.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Унгарлинова И.Н. обратилась в суд с иском к Прокуратуре Республики Калмыкия, Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республики Калмыкия (далее – ГУ РОФСС по РК) о взыскании суммы пособия по беременности и родам.
В обоснование иска указала, что с 2002 года работает в органах прокуратуры Республики Калмыкия, с 22 октября 2007 года - в должности ХХХ. С 28 сентября 2009 года по 14 февраля 2010 года ей предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Отпуск был продлен до 02 марта 2010 года и ей по месту работы выплачено пособие по беременности и родам в сумме 131127 руб. 56 коп., исходя из максимального размера пособия по беременности и родам за полный календарный месяц, не превышающего в 2009 году 25390 руб. Указывает, что Постановлением от 22 марта 2007 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал норму, устанавливающую максимальный размер пособия по беременности и родам, не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данной нормой - в системе действующего правового регулирования - несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму. Ее среднедневной заработок за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, составил 1422 руб. 41 коп. Следовательно, размер полагающегося ей пособия по беременности и родам составляет 221895 руб. 96 коп. (1422,41руб. х 156 дней). Просила взыскать с Прокуратуры Республики Калмыкия в ее пользу денежную сумму в размере 90768 руб., разницу между полагающимся ей размером пособия по беременности и родам и выплаченной суммой, за счет средств фонда социального страхования и обязать ГУ РОФСС по РК перечислить указанную сумму на счет Прокуратуры Республики Калмыкия.
В судебное заседание Унгарлинова И.Н. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Прокуратуры Республики Калмыкия Аверьянова Е.В. иск признала.
Представитель ответчика – ГУ РОФСС по РК Очир-Горяев Н.Н. иск не признал и пояснил, что истицей пропущен трехмесячный срок для обращения в суд. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 22 марта 2007 года № 4-П, установление максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации само по себе не нарушает конституционные права граждан. Во исполнение этого Постановления законодатель Федеральным законом от 23 ноября 2007 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» дополнил статью 13 частью 1.1, в силу которой увеличил максимальный размер пособия по беременности и родам до 23400 руб. Определением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 года № 1092-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Демянчук А.Б. на нарушение ее конституционных прав ч. 1.1 ст. 13 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» не обнаружены нарушения конституционных прав граждан ограничением максимального размера пособия по беременности и родам в размере 23400 руб.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 октября 2010 года исковые требования Унгарлиновой И.Н. удовлетворены. С прокуратуры Республики Калмыкия в пользу Унгарлиновой И.Н. взыскана недополученная сумма пособия по беременности и родам в сумме 90768 руб. 40 коп. На Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия возложена обязанность перечислить указанную сумму в размере 90768 руб. 40 коп. нa счет прокуратуры Республики Калмыкия в качестве пособия по беременности и родам Унгарлиновой И.Н. С Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия в бюджет г.Элисты взыскана государственная пошлина в размере 2923 руб. 05 коп.
В кассационной жалобе Абушинова С.В., управляющий Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия, просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в иске, ссылаясь на те же доводы, приведенные в суде первой инстанции, а также указывая на то, что суд разрешил дело, исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 4-П от 22.03.2007 года, без учета определения Конституционного суда Российской Федерации № 1092-О-О от 17.12.2008 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Удовлетворяя иск Унгарлиновой И.Н., суд исходил из того, что норма о максимальном размере пособия по беременности и родам, установленная ч.1 ст.15 Федерального закона №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» и действовавшая на период выплаты пособия в редакции Федерального закона от 19 декабря 2006 г. №234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 22 марта 2007 г. признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данной нормой - в системе действующего правового регулирования - несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму. При этом законодателю предписано внести изменения в действующее законодательство, которые обеспечили бы более справедливую пропорциональность между платежами в Фонд социального страхования Российской Федерации и страховым обеспечением, что позволило бы в максимально возможной степени компенсировать беременным женщинам утраченный ими в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок. Однако, установив максимальный размер пособия по беременности и родам на 2009 г. в размере 25390 руб., законодатель не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации об установлении конституционно оправданного максимального размера пособия по беременности и родам и не исполнил предписания Конституционного Суда Российской Федерации. Поскольку размер платежей, перечисляемых работодателем с дохода истицы в Фонд социального страхования в составе единого социального налога, значительно превышает выплаченное ей пособие по беременности и родам, и тем самым ущемляет ее социальные права, ухудшая материальное положение в период нахождения в отпуске по беременности и родам.
С указанными выводами суда следует согласиться.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию.
Согласно ст. 8 данного Закона, пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ об обязательном социальном страховании, - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Статьями 2 и 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» предусмотрено право граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию в связи с материнством, на пособие по беременности и родам, которое выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка. Размер пособия по беременности и родам при этом не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 23 ноября 2007 года № 266-ФЗ в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц увеличен до 23400 руб.
Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25 ноября 2008 года № 216-ФЗ максимальный размер пособия по беременности и родам установлен в размере 25390 руб.
Как установлено судом, Унгарлинова И.Н. работает в должности ХХХ прокуратуры Республики Калмыкия. С 28 сентября 2009 года по 14 февраля 2010 года ей предоставлен отпуск по беременности и родам, который продлен до 02 марта 2010 года. При исчислении пособия по беременности и родам работодатель исходил из максимального размера пособия, установленного законом на 2009 год в размере 25390 руб., с учетом которого сумма произведенных выплат составила 131127 руб. 56 коп.
Однако фактический доход истицы по месту ее работы существенно превысил указанную предельную денежную сумму пособия, поскольку с учетом своего среднедневного заработка, составившего 1422 руб. 41 коп., она была вправе рассчитывать на получение пособия в размере 221895 руб. 96 коп.
Таким образом, выплата пособия по беременности и родам в гораздо меньшем сравнительно с фактическим заработком размере ухудшило положение истицы и существенно ограничило ее социальные права.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4-П норма о максимальном размере пособия по беременности и родам, первоначально установленная ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», и действовавшая в редакции Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» (часть 1 статьи 13), признана несоответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данной нормой - в системе действующего правового регулирования - несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму. Федеральному Собранию предписано в течение шестимесячного срока внести в действующее законодательство изменения, вытекающие из данного Постановления.
В качестве возможного критерия, в соответствии с которым будет определяться максимальный размер пособия, Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении сослался на регрессивную шкалу обложения единого социального налога, построенного на таких принципах, как отграничение невысоких и средних доходов от доходов высоких и сверхвысоких, исходя из презумпции реалистичности, и определяемых на их основе выплат в пользу наемных работников.
Однако с установлением нового максимального размера пособия не была устранена диспропорция между платежами, уплачиваемыми в ФСС России в составе единого социального налога с заработка женщин, и выплатами, осуществляемыми в их пользу в качестве страхового обеспечения.
Следовательно, установив максимальный размер пособия по беременности и родам в размере 23400 руб., а в последующем в размере 25390 руб., законодатель не достиг цели, обозначенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 г., по установлению конституционно оправданного максимального размера пособия по беременности и родам и соблюдению пропорциональности между платежами с дохода застрахованной женщины и выплачиваемым ей страховым обеспечением в связи с беременностью и родами, что не согласуется с Конвенцией МОТ от 28 июня 1952 года «Относительно охраны материнства», ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 г., предусматривающей, что ставки денежного пособия, выплачиваемого работающей женщине в связи с отпуском по беременности и родам, должны быть определены национальными законами таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни.
Допуская возможность установления максимальных пределов для размеров заработка, учитываемого с этой целью, а также того, что сумма денежного пособия, выплачиваемого беременной женщине, не должна составлять менее двух его третей, Конвенция вместе с тем признает принцип соответствия пособий предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого оно уплачивало взносы.
Учитывая изложенное, нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что суд рассмотрел данное дело только на основании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 4-П от 22 марта 2007 г. и не принял во внимание определение этого же суда № 1092-О-О от 17 декабря 2008г.
Более того, в указанном определении отражена правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в постановлении № 4-П от 22 марта 2007 г.
Довод жалобы о том, что истицей пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса РФ, является необоснованным, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, требования указанной нормы в данном случае неприменимы, так как заявленные истицей требования касаются вопроса применения законодательства, регламентирующего вопросы социального страхования, а не применения трудового законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи О.Г. Шиханова
В.К. Джульчигинова