Иск о признании незаконным решения Собрания депутатов



Судья Фролова О.Г. Дело № 33-849/2010г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2010 г. г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.,

судей Габунова Н.Э. и Джульчигиновой В.К.

при секретаре Эрднеевой С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Целинного района Республики Калмыкия о признании незаконным решения Собрания депутатов Чагортинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по кассационной жалобе Лиджиева Г.Э. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Джульчигиновой В.К., объяснения Лиджиева Г.Э., его представителя Бамбаева В.Э., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Владимировой Д.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Целинного района Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения № 11 от 18 мая 2010 года Собрания депутатов Чагортинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Чагортинское СМО) и возложении обязанности провести конкурс на замещение должности главы администрации Чагортинского СМО.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что решением № 11 от 18 мая 2010 г. Собрания депутатов Чагортинского СМО Лиджиев Г.Э. назначен главой администрации Чагортинского СМО. Считает решение незаконным, так как в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального Закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» квалификационные требования к лицу, замещающему муниципальную должность, определяются законом субъекта Российской Федерации. Согласно Закону Республики Калмыкия от 18 ноября 2009 г. № 148-IV-3 «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия», должность главы администрации СМО относится к высшей группе должностей категории «руководители», к квалификационным требованиям по которым относятся наличие высшего образования и стажа работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет. Однако Лиджиев Г.Э. не соответствует указанным квалификационным требованиям, так как не имеет высшего образования и необходимого стажа работы, его назначение противоречит требованиям действующего законодательства. Лиджиев Г.Э., являясь главой администрации Чагортинского СМО РК, руководит вопросами местного значения, в связи с чем затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования. Просит признать вышеназванное решение незаконным и обязать провести конкурс на замещение должности главы администрации Чагортинского СМО.

В судебном заседании прокурор Зунгруева Н.А. поддержала заявленные требования.

Председатель Собрания депутатов Чагортинского СМО Дежужаев А.И. разрешение вопроса оставил на усмотрение суда, при этом пояснил, что на должность главы администрации Чагортинского СМО был объявлен конкурс, который проводился в два этапа. На должность главы Чагортинского СМО РК после второго этапа было 4 кандидата. Поскольку Лиджиев Г.Э. в 1990 - 1995 годах был депутатом сельского совета Чагортинского СМО, хотел работать в родном селе, улучшить условия жизни сельчан, то депутаты проголосовали за него. Высшего образования он также не имеет. На основании заявления Лиджиева Г.Э. от 16 сентября 2010 года с ним расторгнут контракт, на него возложено временное исполнение обязанностей главы Чагортинского СМО. Решение Собрания депутатов Чагортинского СМО № 11 от 18 мая 2010 года не отменено.

Заинтересованное лицо Лиджиев Г.Э. и его представитель Бамбаев В.Э. просили в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что в 1990 - 1995 годах Лиджиев Г.Э. был депутатом сельского совета Чагортинского СМО, поэтому имеет опыт работы на муниципальной службе. В настоящее время он является студентом 2 курса заочной формы обучения факультета «юриспруденция» в ХХХ. 15 сентября 2010 года Лиджиев Г.Э. подал заявление об увольнении по собственному желанию, контракт с ним расторгнут и он временно исполняет обязанности главы. Решение о назначении его на должность главы в настоящее время действует.

Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2010 года заявление прокурора Целинного района Республики Калмыкия удовлетворено. Решение № 11 от 18 мая 2010 года Собрания депутатов Чагортинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о назначении главой администрации Чагортинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Лиджиева Г.Э., ХХХ года рождения, признано незаконным. На Собрание депутатов Чагортинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия возложена обязанность провести конкурс на замещение должности Главы администрации Чагортинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в соответствии с действующим законодательством.

В кассационной жалобе Лиджиев Г.Э. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не дана оценка обстоятельствам назначения его на должность главы по контракту, Положению о порядке, предусматривающем проведение конкурса на замещение должности, не исследованы оригиналы документов, в том числе трудовой книжки, свидетельствующие о фактически отработанном им времени в системе муниципалитета. Форма контракта и фактическое замещение должности главы в рамках ч.4 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не требует установления дополнительных требований в виде наличия высшего образования и необходимого стажа в системе муниципалитета. Инициирование иска по истечении достаточного времени после возбуждения дела об административном правонарушении подвергает сомнению и исключает признак объективности и беспристрастности в даче надлежащей правовой оценки заявленным требованиям от имени неопределенного круга лиц. Форма прокурорского реагирования в виде заявления в суд и протеста на Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Ялмтинского СМО в рамках одной административно-территориальной единицы в одном временном измерении по отношению к двум муниципалитетам, расположенным в районе, свидетельствует о двойственном подходе в правоприменительной практике.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в нарушение требований закона решением Собрания депутатов Чагортинского СМО № 11 от 18 мая 2010 года Лиджиев Г.Э., не имеющий высшего образования и необходимого стажа работы на должностях муниципальной службы предшествующих групп или пятилетнего стажа работы по специальности, назначен на должность главы администрации Чагортинского СМО.

Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что форма контракта и фактическое замещение должности Главы администрации СМО в рамках ч.4 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не требует установления дополнительных требований в виде высшего образования и необходимого стажа в системе муниципалитета.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Следовательно, указанной нормой прямо предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Согласно ч.2 ст. 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В силу ст. 4 Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2009 года № 148 –IV-3 «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия» в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В число квалификационных требований к должностям муниципальной службы категорий "руководители" входит наличие высшего образования. Квалификационные требования к стажу муниципальной службы и опыту работы по специальности устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей муниципальной службы для категории "руководители" высшей, главной групп должностей муниципальной службы - стаж работы на должности муниципальной службы предшествующей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы (опыту) по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления на основе типовых квалификационных требований, определенных настоящим законом.

Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Калмыкия, приложенному к указанному Закону от 18 ноября 2009 г., высшая группа должностей «глава администрации» относится к должности категории «руководители».

Согласно Положению о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Чагортинского СМО, утвержденного решением Собрания депутатов Чагортинского СМО от 30 марта 2010 г. № 6, для проведения конкурса образуется Конкурсная комиссия (далее - Комиссия) в составе 7 человек, две трети ее членов назначаются Собранием депутатов муниципального образования, а одна треть - Собранием депутатов Целинного районного муниципального образования РК. Конкурс проводится в два этапа. Решения Комиссии оформляется протоколами, подписываемыми председателем и секретарем Комиссии. Решение Собрания депутатов муниципального образования о назначении кандидата на должность главы администрации муниципального образования принимается не позднее 30 дней со дня предоставления комиссией в Собрание депутатов муниципального образования кандидатов на должность главы администрации муниципального образования. Данное решение принимается открытым голосованием большинством голосов от установленной уставом муниципального образования численности депутатов Собрания депутатов.

Как видно из дела и установлено судом, решением Собрания депутатов Чагортинского СМО от 18 мая 2010 г. №11 Лиджиев Г.Э. по результатам конкурса назначен главой администрации Чагортинского СМО, высшего образования, необходимого стажа работы на должностях муниципальной службы предшествующих групп или пятилетнего стажа работы по специальности он не имеет.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что 18 мая 2010 года решением собрания депутатов Чагортинского СМО о назначении Лиджиева Э.Г. главой администрации Чагортинского СМО нарушены требования вышеуказанных норм о муниципальной службе.

Доводы жалобы о том, что судом не дана оценка обстоятельствам назначения на должность главы Лиджиева Г.Э. по контракту, Положению о порядке, предусматривающем проведение конкурса на замещение должности, и судом не исследованы оригиналы документов, в том числе трудовая книжка Лиджиева, свидетельствующие о фактически отработанном времени в системе муниципалитета, являются необоснованными, поскольку суд сделал вывод о незаконности оспариваемого решения Собрания депутатов Чагортинского СМО от 18 мая 2010 г. № 11 с учетом того, что эти материалы были исследованы им в судебном заседании.

Ссылка в жалобе на то, что форма прокурорского реагирования путем принесения протеста на приведение в соответствие с федеральным законодательством Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Ялмтинского СМО и возбуждения дела в отношении Лиджиева Г.Э. об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как свидетельство двойственного подхода в правоприменительной практике, является несостоятельной, поскольку указанные обстоятельства не имеют правового значения по существу правильно принятого решения.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не ставят под сомнение законность решения, а сводятся к переоценке доказательств по делу.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лиджиева Г.Э. - без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи Н.Э. Габунов

В.К. Джульчигинова