Заявление о признании бездействия МЧС РФ



Кикенов Д.В. Дело № 33-199/2010 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Коченковой Л.Д.,

судей Габунова Н.Э. и Дорджиева Б.Д.,

при секретаре И-ве В.В.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш-ой Н.У. о признании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий неправомерным по кассационной жалобе представителя МЧС России С-го В.И. на решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 19 января 2010 года

Заслушав доклад судьи Дорджиева Б.Д., судебная коллегия

установила:

Ш-на Н.У. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что с 5 мая по 31 декабря 1957 года, проживала вместе со своей семьей в х. Г-ка, К-го района, Алтайского края. Данное село входит в перечень населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию 29 августа 1949 года, население которых получило суммарную эффективную дозу облучения более 5 сЗв, но не более 25 сЗв (бэр). В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан подвергшихся радиационному воздействию» она имеет право на социальные компенсации и льготы с момента получения соответствующего удостоверения. Документы на получение удостоверения сдала в Министерство здравоохранения и социального развития РК поэтому ее включили в реестр учёта граждан подвергшихся радиационному воздействию, которые были направлены в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) в марте 2009 года. Однако в нарушении Правил выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусматривающим, что удостоверение должно быть выдано не позднее трёх месяцев со дня подачи документов, до настоящего времени МЧС России решение о выдачи либо отказ в выдаче удостоверения не приняло. Считает, что своими действиями МЧС России создаёт препятствия к осуществлению её прав на своевременное получение социальных льгот. Просила суд признать бездействие МЧС России неправомерным и обязать ответчика выдать ей, удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В судебном заседании Ш-на Н.У. заявленные требования поддержала.

Представитель ОСЗН РК в Юстинском районе С-ук Е.Б. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований истца не возражала.

Представитель МЧС России, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Согласно сообщению, полученному посредством факсимильной связи представитель МЧС России С-на М.В., просила дело рассмотреть без их участия.

Решением Юстинского районного суда от 19 января 2010 года заявленные требования Ш-ой Н.У. удовлетворены. Признано неправомерным бездействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий связанное с выдачей Ш-ой Н.У. удостоверения единого образца, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена обязанность выдать Ш-ой Н.У. удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В кассационной жалобе представитель МЧС России С-ий В.И., просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права мотивируя тем, что при принятии дела к рассмотрению судом нарушены правила подсудности: согласно ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется по месту нахождения организации. Вывод суда о том, что Ш-на Н.У., вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года, получила при проживании с 5 мая по 31 декабря 1957 года через 8 лет после радиационного воздействия дозу облучения 5 сЗв (бэр) безоснователен. Со временем отдаления от даты испытания, значения уровней возможного облучения граждан значительно снижаются, что подтверждается копией письма Минобороны России о последствиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Получение гражданами, проживавшими после марта 1950 года в х. Г-ка дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) научными отчетами ГУ НИИ региональных медико-биологических проблем 1997 и 1998 года не подтверждается. Поэтому вывод суда о том, что для получения удостоверения единого образца достаточно документального подтверждения факта проживания в конкретном населенном пункте в период с 1949-1963 года не соответствует нормам Федерального закона от 10 января 2002 года №2-ФЗ и позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 404-О. Доказательств получения Ш-ой Н.У. дозы облучения, в пределах свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр), при проживании в х. Г-ка спустя 8 лет после проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на население указанного населенного пункта, не представлено. По этим обстоятельствам у МЧС РФ отсутствуют законные основания для оформления и выдачи заявителю удостоверения единого образца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявление, суд руководствовался ст. ст. 1, 5 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года №634, п.п.2, 5 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и исходил из того, что заявитель Ш-на Н.У. для получения удостоверения представила в установленном порядке заявление с приложенными к нему документами в Министерство здравоохранения и социального развития РК. 30 марта 2009 года указанное Министерство направило в МЧС России реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне вместе с документами, в том числе и Ш-ой Н.У. о выдаче удостоверения единого образца. До настоящего времени удостоверение не выдано. Бездействие МЧС России, выразившееся в непринятии мер по выдаче удостоверения нарушает права заявителя на получение мер социальной поддержки и является незаконным.

С данным выводом суда следует согласиться.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года № 2-ФЗ гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населённых пунктах на территории РФ и за её пределами, включённых в утверждаемые Правительством РФ перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).

Согласно ст. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утв. постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634), отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определённых ст. 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населённых пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

На основании ст. 5 указанного Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством РФ.

Согласно п. 5 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849) выдача удостоверений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее 3 месяцев со дня подачи документов, указанных в п. 3 настоящих Правил, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849, удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 годах в населённых пунктах на территории РФ и за её пределами, включённых в утверждённые Правительством РФ перечни населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Распоряжением от 10 февраля 1994 года № 162-р Правительства РФ утверждён перечень населённых пунктов Алтайского края подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 156-р), согласно которому х. Г-ка К-го района Алтайского края отнесено к населённым пунктам, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, более 5 сЗв, но не более 25 сЗв (бэр).

Как видно из материалов дела и установлено судом Ш-на Н.У. (девичья К-ва) родилась 5 мая 19?? года в х. Г-ка К-го района Алтайского края, что подтверждается свидетельством о рождении от ** мая 19** года серия 1-БЮ № *.

Из выписки похозяйственной книги № 3 за 19**-19** годы И-ого сельского совета К-го района Алтайского края следует, что К-ва Н.У. проживала в х. Г-ка К-го района Алтайского края с 5 мая по 31 декабря 19** года.

Из копии письма от 9 декабря 2009 года Министерства здравоохранения и социального развития РК и копии Реестра учёта граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, следует, что Ш-на Н.У. включена в указанный Реестр под № 20. Реестр направлен на рассмотрение в МЧС России 30 марта 2009 года. На настоящее время удостоверения либо отказ в их выдаче из МЧС России в Министерство здравоохранения и социального развития РК не поступали.

При таких данных доводы жалобы, о том, что у МЧС России отсутствуют законные основания для оформления и выдачи Ш-ой Н.У. удостоверения единого образца являются не состоятельными, поскольку заявительницаосколькуиинет иного образцатайского края с 5 мая по 31 декабря 1957 года.ом о рождении от 17 мая 1957 года серя 1-БЮ № 061245 проживала в населенном пункте, население которого получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв (бэр). Бездействие МЧС России, связанное с выдачей заявительнице удостоверения, нарушает Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и создает препятствия к осуществлению прав на получение мер социальной поддержки.

Также не обоснован довод представителя МЧС России С-го В.И., что при принятии дела к рассмотрению судом нарушены правила подсудности и дело подлежит рассмотрению по месту нахождения ответчика (МЧС России).

Согласно ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано гражданином в суд по месту его жительства.

Из копии паспорта Ш-ой Н.У. следует, что она зарегистрирована и проживает в с. Б-ин Юстинского района Республики Калмыкия.

В соответствии с ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявительница, вправе обратиться в суд об оспаривании бездействия органа государственной власти по месту жительства.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Юстинского районного суда от 19 января 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Коченкова Л.Д.

Судьи Габунов Н.Э.

Дорджиев Б.Д.