Иск о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда



Судья Надбитова Г.П. Дело № 33-171/2010 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 марта 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Джульчигиновой В.К. и Цакировой О.В.

при секретаре Д.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску С.Н. к Мэрии г.Элисты о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма по кассационной жалобе ответчика на решение Элистинского городского суда РК от 10 февраля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснение представителя ответчика Мэрии г.Элисты М.Н., представителя истца С.З., судебная коллегия,

установила:

С.Н. обратился в суд с иском к Мэрии г.Элисты о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма.

В обоснование иска с учетом уточнений указал, что с 1996 года по настоящее время состоит на медицинском учете в Республиканском психоневрологическом диспансере по заболеванию - органическое поражение головного мозга с выраженным психоорганическим синдромом и выраженным психопатоподобным синдромом, пароксизмальными состояниями, относящееся к заболеваниям хронического и затяжного психического расстройства с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями. По указанному заболеванию в 1998 году он признан инвалидом 2 группы, 25 ноября 2003 ему установлена 2 группа инвалидности бессрочно. Это заболевание входит в Перечень заболеваний, установленных Правительством РФ от 16 июня 2006 года №378, при котором совместное проживание с ним в двухкомнатной квартире членов семьи невозможно. В январе 2008 года он представил в жилищную комиссию Мэрии г.Элисты заключение КЭК от 22 января 2008 года о наличии у него указанного заболевания. Постановлением Мэра г.Элисты №1215 от 18 апреля 2008 года на основании его заявления он принят на учет под №*** в качестве нуждающегося в жилом помещении как страдающий указанным заболеванием с составом семьи 1 человек с правом дополнительной жилой площади. В настоящее время с членами своей семьи он проживает у родственников. Просит обязать Мэрию г.Элисты предоставить ему по договору социального найма вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью 33кв.м.

Истец С.Н. надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель истца С.З. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Мэрии г.Элисты М.Н. не отрицая того обстоятельства, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилья вследствие того, что он страдает тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в Перечне Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года №378, иск не признал, ссылаясь на отсутствие свободного муниципального жилищного фонда. Кроме того, внеочередное предоставление жилья С.Н. нарушит права лиц, вставших на учет на первоочередное и внеочередное получение жилья ранее его.

Решением Элистинского городского суда РК от 10 февраля 2010 года исковые требования С.Н. удовлетворены. На Мэрию г.Элисты возложена обязанность предоставить С.Н. по договору социального найма вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 33кв.м. Взыскана с Мэрии г.Элисты в бюджет г.Элисты госпошлина в размере 100руб.

В кассационной жалобе представитель ответчика Мэрии г.Элисты Е.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что при рассмотрении дела подлежали применению положения ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в частности абз.2 ст.17 предусматривающий финансовое обеспечение лиц, указанной категории, к которой относится истец, за счет средств федерального бюджета. Суд также не учел, что в соответствии со ст. 28.2 названного закона, полномочия по обеспечению жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, Российская Федерация передала в ведение органов государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению жилья предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, в связи с чем, в качестве надлежащего ответчика должно выступать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК. Судом не дана оценка тому, что истец выбрал порядок предоставления жилья путем получения субсидии, для чего он обратился в Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК. Кроме того, ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений инвалидам указанной категории именно из муниципального жилищного фонда. Мэрия г.Элисты строительство социального жилья не ведет, свободных жилых помещений не имеет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя заявленные требования, суд применил ст.6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. ст. 14, 49, 50, 51, 52, 57, 58 ЖК РФ, абз. 3 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», п. 34 Методических рекомендаций для субъектов РФ и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ №18 от 25 февраля 2005 года и исходил из того, что С.Н. состоящий с 16 апреля 2008 года на учете в жилищной комиссии г.Элисты как страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним членов семьи невозможно, ввиду его агрессивности к окружающим и родным, имеет право на получение вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Право истца на получение жилой площади вне очереди по указанным основаниям представителем ответчика не оспаривается. С учетом изложенного, требования С.Н. подлежат удовлетворению.

Вывод суда следует признать правильным, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подпункт«б» пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утв. Постановлением Правительства РК от 26 мая 2006 года №190 предусматривает, что право на обеспечение жильем за средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют вставшие на учет до 1 января 2005 года инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Согласно смыслу приведенных норм, финансовое обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета в отношении инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года. Если указанные лица встали на учет после 1 января 2005 года, они обеспечиваются жилым помещением в соответствии с нормами ЖК РФ.

Как установлено судом, С.Н. является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним членов семьи невозможно. По указанному заболеванию, постановлением Мэра г.Элисты №1215 от 18 апреля 2008 года он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек под №***. Решением жилищно-бытовой комиссии при Мэрии г.Элисты от 25 ноября 2009 года, утвержденным постановлением Мэра г. Элисты от 1 декабря 2009 года, истец снят с указанного учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма. Решением Элистинского городского суда от 17 декабря 2009 года указанные решения Мэрии г.Элисты признаны незаконными и С.Н. восстановлен на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма как лицо, страдающее тяжелыми формами хронических заболеваний. Указанное решение сторонами не оспаривалось, оно вступило в законную силу.

Таким образом, поскольку С.Н. встал на учет после 1 января 2005 года, довод жалобы о том, что при рассмотрении дела подлежали применению положения абз.2 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающий финансовое обеспечение лиц указанной категории, к которой относится истец, за счет средств федерального бюджета, противоречит приведенным нормам материального закона и фактическим обстоятельствам дела.

В связи с изложенным несостоятельна ссылка и на то, что суд не учел положения ст.28.2 названного Федерального закона, так как в соответствии с указанной нормой, полномочия по обеспечению жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передала в ведение органов государственной власти субъектов РФ в отношении только граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года.

В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и во исполнение постановления Правительства РФ от 15 октября 2005 года №614 «Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Правительство Республики Калмыкия 26 мая 2006 года №190 утвердило Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Предоставление указанных мер социальной поддержки возложило на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.

Согласно подпункту «б» пункта 3 указанного Порядка право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют вставшие на учет до 1 января 2005 года инвалиды.

С.Н. встал на учет по обеспечению жильем 18 апреля 2008 года, то есть после 1 января 2005 года, поэтому ссылка в жалобе на то, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению жилья предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу должно выступать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК и истцом выбран такой порядок путем обращения в Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству противоречит как приведенным выше требованиям норм федерального, так и республиканского законодательства.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены в статье 6 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2), статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 29 Методических рекомендаций для субъектов РФ и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ №18 от 25 февраля 2005 года на основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

С учетом изложенных норм, довод жалобы о том, что ЖК РФ не предусмотрел предоставление жилых помещений инвалидам указанной категории из муниципального жилищного фонда, несостоятелен.

Ссылка жалобы на то, что Мэрия г.Элисты строительство социального жилья не ведет, свободных жилых помещений не имеет, не является основанием непредоставления жилого помещения С.Н., так как право на предоставление жилья ему гарантировано жилищным законодательством.

При таких обстоятельствах, суд правильно применил нормы жилищного законодательства и обоснованно возложил обязанность по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда РК от 10 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи В.К. Джульчигинова

О.В. Цакирова