Иск к Министерству здравоохранения РК о возложении обязанности произвести замену ранее выданной автомашины `Ока`



Судья Фурманов И.В. Дело № 33-150/2010 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2010 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Коченковой Л.Д.

судей Дорджиева Б.Д. и Пюрвеевой А.А.

при секретаре Д.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску К. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о возложении обязанности произвести замену ранее выданной автомашины «Ока» по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 10 февраля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истца К., представителя Минздравсоцразвития РК М., судебная коллегия,

установила:

К. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее – Минздрав РК) о возложении обязанности произвести замену ранее выданного транспортного средства ВАЗ-111130 «Ока».

В обоснование иска с учетом уточнений указал, что он как инвалид Великой Отечественной войны, 4 марта 2002 года бесплатно обеспечен легковым автомобилем «Ока» со сроком эксплуатации 7 лет. По истечении срока эксплуатации транспортного средства он обратился в Минздрав РК с заявлением о замене ранее полученного специального транспортного средства, но ему отказано со ссылкой на Федеральный закон №122 от 22 августа 2004 года. Считает отказ ответчика незаконным, так как согласно Определению Конституционного Суда РФ №624-О-П, вынесенному 17 июля 2007 года, утрата силы подп.19 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» не исключает обязанности Российской Федерации обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих установленные до 1 января 2005 года соответствующие медицинские показания как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортных средств по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 1 января 2005 года в качестве технических средств реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы. С учетом указанных положений, просит удовлетворить заявленные им требования.

В судебном заседании истец К. поддержал эти требования.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития РК М. иск не признал, просил в удовлетворении отказать.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 февраля 2010 года в удовлетворении исковых требований К. отказано.

В кассационной жалобе истец К. просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные им в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Разрешая требования, суд руководствовался п.28 ст.63, ст.153 ФЗ №122 от 22 августа 2004 года и исходил из того, что поскольку истец К. в органах социальной защиты населения на учете по обеспечению транспортным средством до 1 января 2005 года не состоял, право на бесплатное получение (замену) легкового автомобиля у него не возникло.

С таким выводом суда следует согласиться.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года №244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет.

Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008-2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

Таким образом, поскольку судом было установлено и не отрицалось самим истцом, что он не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 года, право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.

Что касается ссылки в кассационной жалобе истца на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года №624-О-П, то ее нельзя признать правомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года №244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно», предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года №15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года №685 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Элистинского городского суда РК от 10 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Л.Д. Коченкова

Судьи Б.Д. Дорджиев

А.А. Пюрвеева