Заявление об обжаловании бездействия Отдела Федеральной Миграционной службы по РК



Судья Батырова К.Х. Дело № 33-191/2010

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 25 марта 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.,

судей Габунова Н.Э. и Шихановой О.Г.,

при секретаре Кодлаеве Э.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Б-вой Л. Ф., Б-вой А. Р., О-ва А. Г. об обжаловании бездействий Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия в оформлении документов для получения ими гражданства России по кассационной жалобе начальника Отдела Федеральной миграционной службы по РК на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 февраля 2010 г.

Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия Шараповой Е.Н., возражения Б-ой А.Р. и О-ой Л.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Б-ва Л.Ф., * января 1941 г. р., Б-ва А.Р., * февраля 1964 г. р., О-ов А.Г., * ноября 1988 г. р. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия (далее ОФМС по РК). Свои требования мотивировали тем, что Б-ва Л.Ф. с 1990 г. проживает на территории г. Лагань РК, ее покойный супруг являлся гражданином РФ, с 2000 г. зарегистрирована в г. Лагань РК, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 г.; Б-ва А.Р. с 1991 г. проживает в г. Лагань РК, по месту проживания зарегистрирована с 2000 г.; О-ов А.Г., сын Б-ой А.Р. проживает в г. Лагань РК с 1991 г., зарегистрирован по месту жительства с 2000 г. В феврале 2008 г. они обратились в ОФМС по РК с целью приобретения гражданства России в упрощенном порядке. В марте 2008 г. они нотариально отказались от гражданства Грузии, после чего подали документы в территориальный пункт ОФМС по РК в Лаганском районе. В течение 2008 г. ответа от ОФМС по РК они не получали. В сентябре 2008 г. документы были возвращены заинтересованным лицом. При этом им было устно сообщено о недостаточности документов, а у Б-ой А.Р. и О-ва А.Г. просрочен вид на жительство. В марте 2009 г. они снова обратились к заинтересованному лицу с просьбой решить вопрос о гражданстве, документы были приняты сотрудниками ОФМС по РК. Однако до настоящего времени заявления о приобретении гражданства не рассмотрены, письменного ответа от ОФМС по РК ими не получено. Полагают, что сотрудники ОФМС по РК незаконно требовали от Б-ой Л.Ф. документ об отказе от грузинского гражданства и свидетельство о рождении, а от О-ва А.Г. – справку об отсутствии гражданства Грузии или Украины. Просрочка вида на жительство О-ва А.Г. и паспорта СССР Б-ой Л.Ф. образца 1974 г. произошла по вине сотрудников ОФМС по РК, которые неправомерно заволокитили дело, поскольку О-ов А.Г. в феврале 2008 г. обратился за шесть месяцев до истечения срока действия вида на жительство, а у Б-ой Л.Ф. в июле 2009 г. истекал срок действия паспорта гражданина СССР образца 1974 г. Полагают, что ОФМС по РК бездействует, не принимая ни положительного, ни отрицательного решения по вопросу гражданства заявителей. В результате неправомерного бездействия заинтересованного лица, Б-вой Л.Ф. с июля 2009 г. прекратили выплату пенсии. Они не могут получать бесплатно медицинскую помощь, так как им не выдают полис обязательного медицинского страхования. Просили суд обязать ОФМС по РК устранить допущенные нарушения прав в оформлении документов и направить эти документы в соответствующие службы при Президенте РФ для получения ими гражданства РФ.

В судебном заседании представитель Б-ой А.Р. – Б-ва Л.Г. поддержала заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица - ОФМС по РК Ш-ва Е.Н. просила отказать в удовлетворении требований заявителей.

Решением Элистинского городского суда РК от 1 февраля 2010 г. заявления Б-ой Л.Ф., Б-ой А.Р. и О-ва А.Г. удовлетворены. Признано незаконным бездействие ОФМС по РК допущенное при рассмотрении заявлений указанных лиц о принятии в гражданство. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить нарушение прав Б-ой Л.Ф., Б-ой А.Р. и О-ва А.Г. путем оформления документов указанных лиц для решения вопроса о принятии гражданства РФ. В пользу заявителей с заинтересованного лица взыскана государственная пошлина в размере 100 руб. каждому.

В кассационной жалобе ОФМС по РК просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагают, что заявители не могут приобрести гражданство России в упрощенном порядке, поскольку истек срок действия документов, разрешающих проживание на территории России: у Б-ой Л.Ф. 1 июля 2009 г. истек срок действия паспорта гражданина СССР образца 1974 г.; у Б-ой А.Р. 26 февраля 2005 г. истек срок действия вида на жительство; у О-ва А.Г. 5 сентября 2008 г. истек срок действия вида на жительство. При этом Б-ва Л.Ф. в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» не представила свидетельство о рождении и не продлила вид на жительство, что препятствует реализации ее права на гражданство; Б-ой А.Р. необходимо продлить срок действия национального паспорта, срок действия которого истек 25 февраля 2010 г., затем выехать за пределы России и оформив въездные документы, получить вид на жительство; О-ву А.Г. необходимо представить справку об отсутствии гражданства Грузии и Украины, нотариально заверенную копию свидетельства о рождении, а также вид на жительство, срок действия которого истек 25 сентября 2008 г. После подачи 6 марта 2009 г. заявлений о приеме в гражданство Б-вы больше не обращались в ОФМС по РК для представления недостающих документов.

В судебном заседании суда второй инстанции по ходатайству представителя заинтересованного лица судебной коллегией были обозрены учетные дела заявителей, которые судом первой инстанции не исследовались ввиду утраты ОФМС по РК.

Проверив материалы дела, изучив надзорное производство Прокуратуры РК № 7-437-08, возбужденного по обращению Б-ой А.Р., представленные заинтересованным лицом документы, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части возложения на ОФМС по РК обязанности по восстановлению прав заявителей.

Удовлетворяя заявление, суд руководствовался ст.ст. 33, 62 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан России», положениями Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента от 14 ноября 2002 г., Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации гражданства РФ (далее Административный регламент), утвержденным Приказом ФМС от 19 марта 2008 г. и исходил из того, что имело место бездействие должностных лиц ОФМС по РК по рассмотрению заявлений Б-ой Л.Ф., Б-ой А.Р. и О-ва А.Г. Между тем, указанными нормативными актами на ОФМС по РК возложена обязанность разъяснить лицам, желающим приобрести гражданство России, какие документы должны быть ими представлены, а также правила и технологию их сбора и заполнения.

С этим выводом суда следует согласиться.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобретается в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Согласно п. 34 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., при приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае, предусмотренном статьей 33 Федерального закона, заверяются подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа. Заявление подлежит регистрации. Регистрационный номер проставляется на бланке заявления. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Федерального закона, на основании которой подано заявление.

В соответствии с положениями ч. 4 п. 35 и ч. 4 п. 36 указанного Положения срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство в упрощенном порядке в Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из указанных органов.

В силу п.п. 17-17.2 Административного регламента заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу. Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений в зависимости от оснований приема в гражданство (пункты 13 - 16, 22 Положения), выдает бланк квитанции для уплаты государственной пошлины, 2 бланка заявлений (приложение N 1 к Положению), объясняет правила и технологию их сбора и заполнения (пункты 2 - 9 Положения). Заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом; надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4 - 7 Положения); надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения); подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения), оплату государственной пошлины. Заявитель лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу. Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий, удостоверение копий документов и подлинности подписей, ознакомление заявителя, имеющего детей, со статьями 24 - 25 Федерального закона, выяснение его мнения об изменении гражданства детей, проверку наличия квитанции об уплате государственной пошлины. На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо: принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке, установленном пунктом 34 Положения, принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных; принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущего приема документов. О принятии заявления к рассмотрению, после подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, полномочным органом, принявшим заявление, заявителю выдается справка установленного образца (приложение N 1 к Административному регламенту).

Таким образом, при представлении документов лицом, претендующим на российское гражданство, должностное лицо обязано проверить наличие всех необходимых документов и соблюдение заявителем требований закона. В случае если должностное лицо примет решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий, он принимает заявление с документами и регистрирует его во входящем журнале.

Также из анализа изложенных норм следует, что в случае недостачи документов, несоответствия требованиям закона, должностное лицо обязано разъяснить лицу, каких документов у него не хватает, какие недостатки документов имеются, где и как эти документы могут быть получены, а недостатки исправлены.

Как видно из материалов дела и обозренных в судебном заседании учетных дел заявителей, 29 августа 2008 г. заявления о приеме в гражданство Б-ой Л.Ф. и О-ва Г.А. зарегистрированы ОФМС по РК в журнале входящей корреспонденции.

Из объяснений представителя ОФМС по РК Ш-вой Е.Н., данных в судебном заседании следует, что заявители впервые обратились в ОФМС по РК по вопросу гражданства в сентябре 2008 г.

Согласно заявлениям об оспаривании бездействий ОФМС по РК, заявители впервые по вопросу приобретения гражданства обратились к заинтересованному лицу в феврале 2008 г., поскольку в сентябре 2008 г. истекал срок действия вида на жительство О-ва А.Г. Данный факт косвенно подтверждается тем, что согласно учетным делам заявители нотариально отказались от гражданства Грузии, прошли медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию в марте 2008 г. Кроме того копии документов Б-ой А.Р., имеющихся в учетных делах, нотариально заверены в марте 2008 г.

При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что с марта 2008 г. заявители неоднократно обращались в ОФМС по РК по вопросу приобретения гражданства России. При этом доказательств надлежащего разъяснения заявителям заинтересованным лицом о том, какие документы должны быть поданы для приобретения гражданства, а также порядок сбора этих документов суду первой инстанции не представлено.

Поэтому с учетом требований ст. 249 ГПК РФ, возлагающей на заинтересованное лицо обязанность доказать правомерность своих действий, судебная коллегия полагает, что ОФМС по РК с марта 2008 г. незаконно бездействовала по вопросу рассмотрения заявлений указанных лиц о приобретении гражданства России.

Показания свидетелей Ш-ой Е.А. и И-ва М.В., сотрудников ОФМС по РК в той части, что они своевременно и в полном объеме разъясняли Б-ым перечень необходимых документов и порядок их сбора, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку эти заявления голословны и письменными доказательствами не подтверждаются.

В связи с этим несостоятельны доводы кассационной жалобы о том, что ОФМС по РК надлежащим образом выполнило в отношении заявителей возложенные на нее государственные функции по вопросам приобретения гражданства.

В рамках заявленных требований правомерность действий ОФМС по РК по истребованию в настоящее время от Б-ых иных документов, помимо принятых и находящихся в учетных делах, и требование от них совершить определенные действия (выезд за пределы России и обратный въезд, получение вида на жительство и т.д.) судебной коллегией не рассматривалась, равно как и возможность по существу приобретения гражданства заявителями на основании документов, представленных в ОФМС по РК.

Вместе с тем с выводом суда о возложении на заинтересованное лицо обязанности оформить документы указанных лиц для решения вопроса о принятии гражданства РФ нельзя согласиться.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, п.п. 17.5-17.6. Административного регламента ОФМС по РК является органом, полномочным выносить решение о приобретении лицом гражданства России в упрощенном порядке.

Следовательно, после принятия и регистрации заявления о приобретении гражданства и документов, представленных вместе с ним, ОФМС по РК обязано по существу рассмотреть его и принять по нему соответствующее решение.

То обстоятельство, что ОФМС по РК 11 февраля 2010 г. письменно уведомила заявителей о том, по каким основаниям в настоящее время заявители не вправе приобрести гражданство России, правового значения по настоящему делу не имеет, поскольку данные письма направлены после вынесения оспариваемого решения.

Руководствуясь ст.ст. 360, 362, 364, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 1 февраля 2010 г. в части удовлетворения заявления Б-ой Л. Ф., Б-ой А. Р., О-ва А. Г. об обязании Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия устранить допущенные нарушения их прав в оформлении документов, направлении документов в соответствующие службы при Президенте РФ для получения гражданства России изменить.

Обязать Отдел Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия рассмотреть заявления Б-ой Л. Ф., Б-ой А. Р., О-ва А. Г. о приобретении гражданства Российской Федерации.

В остальной части решение оставить без изменения.

Кассационную жалобу начальника Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия оставить без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи: Н.Э. Габунов

О.Г. Шиханова