Иск о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения



Судья Андреева А.В. Дело № 33-92/2010 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 11 февраля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.,

судей Шовгуровой Т.А. и Шихановой О.Г.,

при секретаре Кодлаеве Э.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску А-ой К. Т. к Мэрии г. Элисты о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье и Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения по кассационной жалобе и.о. руководителя Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия О-ва Ю.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 января 2010 г.

Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения представителя ответчика К-ва С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения истицы А-ой К.Т. и ее представителя О-ой Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

А-а К.Т., 28 января 1986 г. рождения, обратилась в суд с указанным иском к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК (далее Агентство). Свои требования мотивировала тем, что с 22 января 1999 г является сиротой и нуждается в жилье. 19 июня 2009 г. она окончила очное отделение филологического факультета Калмыцкого государственного университета. 6 июля 2009 г. Мэрия г. Элисты отказала ей в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.ст. 6, 8 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия», Постановлению Правительства РК от 2 марта 2009 г. № 47 просила суд обязать Мэрию г. Элиста принять ее на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении; обязать Агентство обеспечить ее вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения из расчета 33 кв. м.

В ходе судебного заседания истица А-а К.Т. и ее представитель О-а Н.П. поддержав заявленные требования, уточнили их. Просили суд обязать Мэрию г. Элиста принять ее на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении; обязать Агентство обеспечить ее вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения из расчета 33 кв. метра, поскольку истица является сиротой, воспитывает сына А-а А.М., рожденного 18 апреля 2008 г., по отношению к которому является матерью-одиночкой

Представитель ответчика – М-ва М.В. иск не признала.

Решением Элистинского городского суда РК от 15 января 2010 года иск А-ой К.Т. удовлетворен. На Мэрию г. Элисты возложена обязанность принять А-у К.Т. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК возложена обязанность обеспечить истицу вне очереди субсидией на приобретение жилья вне очереди как на одиноко проживающего гражданина. С ответчиков в пользу А-ой К.Т. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 руб. с каждого.

В кассационной жалобе Агентство просит отменить решение суда в части возложения на него обязанности обеспечить истицу вне очереди субсидией на приобретение жилья вне очереди как на одиноко проживающего гражданина, ссылаясь на его незаконность, и принять новое решение. Полагает, что поскольку социальные гарантии, установленные ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положениями Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия» распространяются на лиц в возрасте от 18-23 лет из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у А-ой, не вставшей на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23 лет, отсутствует право на получение субсидии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ ст.ст. 1, 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 6 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия», ст. 4 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. «О регулировании жилищных правоотношений в Республике Калмыкия», Положением об Агентстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденному Постановлением Правительства РК от 18 декабря 2007 г., Порядком предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства РК от 2 марта 2009 г., и исходил из того, что А-а, являясь сиротой, нуждается в получении жилья. Поэтому ей должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилья общей площадью 33 кв.м.

С этим выводом суда нельзя согласиться.

В силу ч. 2 ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия в интересах законности проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно абзацу 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.

Как видно из материалов дела, истица родилась и проживала до поступления в Калмыцкий государственный университет в г. Городовиковске РК.

Вопрос о том, была ли поставлена А-а органом опеки и попечительства во время проживания в г. Городовиковск на учет как не имеющая жилья, судом первой инстанции не выяснялся.

Между тем, данное обстоятельство относится к юридически значимым для разрешения спора.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу абзаца 2 п.1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В силу п. 3 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. N 47, учет детей-сирот, нуждающихся в жилых

помещениях, осуществляется по месту их временного пребывания в соответствующих учреждениях, приемных семьях и детских домах семейного типа или по месту жительства органами местного самоуправления.

Таким образом, на органы местного самоуправления как на органы опеки и попечительства в силу социальной незащищенности детей, оставшихся без попечения родителей, возлагалась до 1 января 2008 г. обязанность по учету лиц указанной категории, в том числе и по учету как нуждающихся в жилье. С 1 января 2008 г. эту обязанность несут как органы опеки и попечительства органы исполнительной власти субъекта России. При этом первичный учет этой категории граждан продолжают осуществлять органы местного самоуправления.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует привлечь к участию к делу соответствующий орган опеки и попечительства, орган местного самоуправления г. Городовиковска, бывший до 1 января 2008 г. органом опеки и попечительства, установить круг юридически значимых обстоятельств дела, и разрешить спор в соответствии с требованиями норм процессуального и материального права.

Руководствуясь статьями 360, 362, 364, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 января 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Кассационную жалобу и.о. руководителя Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК О-ва Ю.С. удовлетворить частично.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи: Т.А. Шовгурова

О.Г. Шиханова