Судья Беспалов О.В. Дело № 33-925/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ25 ноября 2010 года город Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Цакировой О.В., Габунова Н.Э.,
при секретаре Озаевой Г.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по иску Ахманджиевой З.О. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия и Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия о перерасчете стажа государственной службы, перерасчете пенсии и возложении обязанности выплатить задолженность по пенсии за выслугу лет по кассационной жалобе Ахманджиевой З.О. на решение Целинного районного суда РК от 12 октября 2010 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения истца Ахманджиевой З.О., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителей ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия Батыровой С.П., и Межрайонной ИФНС России № 2 по РК Мукаева Э.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ахманджиева З.О. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 1980 г. по 1986 г. работала в Управлении сельского хозяйства Целинного райисполкома, затем в Целинном районном агропромышленном объединении КАССР, после чего до 1998 года работала в Государственной налоговой инспекции Целинного района РК. На момент увольнения её стаж государственной службы составил 17 лет 10 мес. 22 дня и с 1998 года она получала пенсию за выслугу лет. С 2002 года производить доплату прекратили в связи с пересмотром её стажа государственной службы, который составил 15 лет. При этом из её стажа государственной службы исключен период работы в Целинном агропромышленном объединении КАССР. Просила признать действия Межрайонной ИФНС России № 2 по РК по перерасчету стажа государственной службы неправомерными, возложив на ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РК обязанность производить ей доплату к пенсии исходя из стажа государственной службы 17 лет 10 мес. 22 дня.
В последующем истица уточнила требования, просила признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 2 по РК по подаче в пенсионный орган данных о её стаже в 15 лет, а также действия ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РК по перерасчету пенсии, обязав выплатить ей неправомерно удержанные суммы пенсии по выслуге лет в размере 181236 руб. 51 коп.
В судебном заседании Ахманджиева З.О. и её представитель Хамиров Б.Б. требования поддержали в полном объеме.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по РК Мукаев Э.В. иск не признал, пояснив, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, так как Межрайонная ИФНС России № 2 по РК перерасчет стажа государственной службы своих сотрудников не производит.
Представитель ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РК Батырова С.П. просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что функции по назначению федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчет её размеров возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации по представлению федерального органа, и указанные действия в полномочия ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РК не входят.
Решением Целинного районного суда РК от 12 октября 2010 г. в удовлетворении исковых требований Ахманджиевой З.О. отказано.
В кассационной жалобе Ахманджиевой З.О. ставится вопрос об отмене решения в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Кроме того, указала, что пункты 17 и 18 Постановления Минтруда Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 44 предусматривают возможность выплаты пенсии за выслугу лет одновременно с трудовой пенсией по старости, однако такие выплаты пенсионным органом ей не производились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования предъявлены Ахманджиевой З.О. к ненадлежащим ответчикам, так как органом, полномочным направить в пенсионный орган сведения о её стаже государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, является Федеральная налоговая служба, а перерасчет размера пенсии за выслугу лет входит в полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации. С учетом установленных по делу обстоятельств, требования истицы о выплате ей неправомерно удержанных сумм пенсии по выслуге лет не основаны на законе.
Указанные выводы суда соответствуют положениям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Из материалов дела следует, что Ахманджиева З.О. с 1998 года являлась получателем пенсии за выслугу лет. Стаж государственной службы истицы с учетом периодов её работы в Управлении сельского хозяйства Целинного райисполкома, Целинном районном агропромышленном объединении КАССР и Государственной налоговой инспекции Целинного района Республики Калмыкия, составил 17 лет 10 мес. 22 дня. В 2002 году в силу положений постановления Совета Министров РСФСР от 03.07.1989 г. № 206 период работы в Целинном районном агропромышленном объединении КАССР был пересмотрен, и включен в стаж государственной службы Ахманджиевой З.О. с 12 марта 1986 только по 03 июля 1989 г., в связи с чем стаж государственной службы истицы составил 15 лет. Поскольку размер базовой и страховой частей назначенной Ахманджиевой З.О. трудовой пенсии по старости превышает учтенную часть её среднемесячного заработка, выплата пенсии за выслугу лет была прекращена.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан», принятого в целях реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначение федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчет ее размера до 01 октября 2003 г. осуществлялись Министерством труда и социального развития Российской Федерации. С 01 октября 2003 г. осуществление указанных действий возложено на Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 7 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 44, для федеральных служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти оформление справки о размере среднемесячного заработка федерального служащего и справки о должностях, периоды службы в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, осуществляется кадровой службой центрального аппарата федерального органа исполнительной власти.
Данных о том, что Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Калмыкия оформлялась справка в отношении Ахманджиевой З.О. о должностях, периоды службы в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет с исключением какой-либо части периода, и затем направлялась в Пенсионный фонд Российской Федерации, материалами дела не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ахманджиева З.О. обратилась с рассматриваемыми требованиями к ненадлежащим ответчикам, так как Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Калмыкия и ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия не полномочны принимать решения о включении периодов службы в стаж государственной службы, а также о перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет.
Доводы жалобы Ахманджиевой З.О. о том, что пункты 17 и 18 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 44, предусматривают возможность выплаты пенсии за выслугу лет одновременно с трудовой пенсией по старости, однако такие выплаты пенсионным органом ей не производились, основаны на неверном толковании закона.
Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регулирующих порядок установления и индексации пенсии за выслугу лет этой категории граждан.
В соответствии со ст. 14 и п. 2 ст. 21 данного Федерального закона при наличии не менее 15 лет стажа государственной службы пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; за каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка, но при этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов такого заработка; для граждан, проживающих в регионах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры указанной пенсии определяются с применением соответствующего районного коэффициента; размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы.
Аналогичное положение содержалось и в Указе Президента Российской Федерации от 16.08.1995 г. № 854 в редакциях, действовавших на моменты выхода Ахманджиевой З.О. на пенсию по старости и прекращения выплаты ей пенсии по выслуге лет.
Из приведенных выше положений закона следует, что в случае, когда размер базовой и страховой частей назначенной федеральному государственному служащему трудовой пенсии по старости превышает учтенную в установленном указанными нормами порядке часть его среднемесячного заработка, пенсия за выслугу лет не выплачивается.
Размер же трудовой пенсии по старости Ахманджиевой З.О. с 01 июля 2002 г. превышал общую сумму пенсии, указанную к выплате в соответствующих поручениях Пенсионного Фонда РФ.
При изложенных обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 12 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ахманджиевой З.О. – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.Д. Коченкова
Судьи: О.В. Цакирова
Н.Э. Габунов