Судья Мозяева Л.Б. Дело № 33-931/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2010 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Шовгуровой Т.А. и Цакировой О.В.,
при секретаре Озаевой Г.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джавкаева С.С. о признании неправомерным отказа Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Кетченеровском районе Республики Калмыкия в приеме справки о заработной плате для назначения трудовой пенсии по старости по кассационной жалобе истца Джавкаева С.С. на решение Кетченеровского районного суда РК от 25 октября 2010 г.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В. об обстоятельствах дела, объяснения Джавкаева С.С. и его представителя Музраевой Н.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ГУ УПФР в Кетченеровском районе РК Очировой Н.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Джавкаев С.С. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. 6 октября 2010 г. он обратился в ГУ УПФР в Кетченеровском районе РК с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. К заявлению о назначении пенсии он приложил в том числе справку о его заработной плате за период с апреля 2005 г. по март 2010 г. Однако в принятии данной справки ему было отказано со ссылкой на п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по тому основанию, что сведения о среднемесячном заработке необходимо представить за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2002 г. Однако, по его мнению, указанный закон не содержит такого требования. Просил признать неправомерным отказ ответчика в приеме справки о его заработной плате за период с апреля 2005 г. по март 2010 г. для назначения пенсии по старости, обязать ответчика принять данную справку, а также взыскать в его пользу с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
В судебном заседании Джавкаев С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГУ УПФР в Кетченеровском районе РК Очирова Н.Б. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что сумма расчетного пенсионного капитала определяется на основании либо среднемесячного заработка застрахованного за 2000-2001 г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке.
Решением Кетченеровского районного суда РК от 25 октября 2010 г. в удовлетворении иска Джавкаева С.С. о признании неправомерным отказа ГУ УПФР в Кетченеровском районе РК о приеме справки о заработной плате для назначения трудовой пенсии по старости отказано.
В кассационной жалобе истец Джавкаев просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска по следующим основаниям. Абзац 4 ч. 3 ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» гласит: «среднемесячный заработок исчисляется за 2000-2001 г. …. либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами». Данная норма закона не имеет ограничений по годам, а потому истец вправе представить справку о заработке по своему усмотрению за любые 60 месяцев подряд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, Джавкаев, 19** года рождения, обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что пенсионный орган неправомерно отказал ему в приеме справки о размере заработной платы за период работы с апреля 2005 г. по март 2010 г., предоставленной им для назначения трудовой пенсии по старости.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что с 1 января 2002 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» изменился механизм назначения трудовой пенсии по старости: трудовая пенсия состоит из страховой и накопительной частей. Лицам, имеющим страховой стаж до 1 января 2002 г., в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию, производится расчет страховой части путем конвертации (преобразования) в денежный эквивалент (расчетный пенсионный капитал) исходя из сведений о заработной плате за период, предшествующий введению в действие нового механизма назначения трудовой пенсии (1 января 2002 г.): за 2000-2001 г. или любые 60 месяцев подряд. После указанной даты сведения о заработной плате для расчета пенсии не требуются, так как при его производстве учитываются средства, накопленные на индивидуальном лицевом счете гражданина. При таких данных суд пришел к выводу о правомерности действий ответчика и об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным отказа ответчика в приеме справки о заработной плате истца за 2005-2010 г.г.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку при рассмотрении дела судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, в решении им дана необходимая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям материального закона.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Федеральный законодатель, осуществляя предоставленные ему полномочия, вправе, как это вытекает из статьи 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм реализации гражданами права на трудовые пенсии, включая закрепление в законе порядка исчисления пенсий.
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
На основании пункта 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при расчете размера трудовой пенсии лиц, имевших до 1 января 2002 г. страховой стаж, используется такой показатель, как среднемесячный заработок застрахованного лица, который может быть исчислен за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд работы, осуществляемой до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
По смыслу указанной нормы, в целях обеспечения возможности избрать наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии, с учетом интересов граждан, законодатель предоставил им право исчисления пенсии из более высокого заработка, но только за период работы, осуществляемой до 1 января 2002 г.
Иное толкование содержания данной нормы, согласно которому было бы возможно предоставление сведений о заработке после указанной даты, лишало бы смысла введения нового механизма начисления пенсии, установленного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о правомерности отказа пенсионного органа в приеме оспариваемой справки для назначения истцу трудовой пенсии по старости.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что норма п. 2 ст. 30 указанного закона не имеет ограничений по годам, что истец правомерно представил оспариваемую справку, поскольку эти доводы основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства.
Учитывая, что судом правильно применены нормы материального права и не допущены нарушения норм процессуального права, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Кетченеровского районного суда РК от 25 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Коченкова Л.Д.
Судьи: Шовгурова Т.А.
Цакирова О.В.