Судья Богзыкова Е.В. Дело № 33-65/2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ3 февраля 2011 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.
судей Лиджиева С.В. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Озаевой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Читыровой А.С., Очир-Горяева Г.У., Очир-Горяевой В.Л. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте Республики Калмыкия о признании права на ежемесячную денежную выплату по кассационным жалобам истцов Очир-Горяева Г.У., Очир-Горяевой В.Л., ответчика на решение Элистинского городского суда РК от 9 декабря 2010 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истцов Читыровой А.С., Очир-Горяева Г.У., Очир-Горяевой В.Л., представителя Читыровой А.С. Андреева В.В., представителя ответчика Коптева В.А., судебная коллегия
установила:
Читырова А.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте РК (далее УПФ) о признании права на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
В обоснование иска указала, она является матерью военнослужащего Ч.О.И., который во время прохождения военной службы по призыву (контракту), <…> года погиб при исполнении обязанностей военной службы. С июня 1999 года пользовалась такими же мерами социальной защиты, как и участники Великой Отечественной войны. С 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 150руб., что значительно меньше, чем участникам Великой Отечественной войны, которым ЕДВ установлена в размере 1050руб.
Очир-Горяева В.Л., Очир-Горяев Г.У. также обратились в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте РК (далее УПФ) о признании права на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
В обоснование иска указали, что они являются родителями ветерана боевых действий Очир-Горяева А.Г., который при прохождении военной службы по призыву, <…> умер. С 2002 года пользовались мерами социальной защиты, как и участники Великой Отечественной войны. На основании Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ с 1 января 2005 года им назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 150руб., что значительно меньше, чем участникам Великой Отечественной войны, которым ЕДВ установлена в размере 1050руб.
Пенсионный орган в выплате ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны отказал. Истцы считают, что установление ежемесячной денежной выплаты в названном размере ущемляют их конституционные социальные права, снижает уровень их социальной защищенности, поэтому отказ пенсионного органа неправомерен. Являясь членами семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, они пользовалась льготами, как и участники Великой Отечественной войны до 1 января 2005 года, вследствие указанного эти льготы должны сохраниться в настоящее время в полном объёме. В 2003 -2004 годах им выдавались талоны на проезд 50% его стоимости по России и СНГ, такая льгота предусмотрена для участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Просят признать их право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, признать отказ пенсионного органа в установлении такой выплаты незаконным, обязать пенсионный орган установить им ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и произвести перерасчёт ЕДВ с 1 января 2005 года.
В судебном заседании истцы Читырова А.С., Очир-Горяева В.Л. иск поддержали в полном объеме. Истец Очир-Горяев Г.У. надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Коптев В.А. иск не признал, указав, что льготами, установленными Законом СССР от 1 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» истцы не пользовались, поскольку их права на меры социальной защиты возникли в силу Федерального закона «О ветеранах», вступившего в действие с 16 января 1995 года. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 система мер социальной защиты была преобразована в систему социальной поддержки, и ранее предоставлявшиеся ветеранам и членам их семей льготы в натуральной форме были заменены дифференцировано ежемесячной денежной выплатой.
Решением Элистинского городского суда от 9 декабря 2010 года исковые требования Читыровой А.С. удовлетворены частично. Признано право Читыровой А.С. на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Признан незаконным отказ Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте в выплате Читыровой А.С. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. На Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте возложена обязанность установить Читыровой А.С. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и произвести ей перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 4 апреля 2007 года. В остальной части иска Читыровой А.С. отказано. В удовлетворении исковых требований Очир-Горяева Г.У., Очир-Горяевой В.Л. отказано. Взыскана с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте в доход бюджета г.Элисты госпошлина в сумме <…>руб.
В кассационной жалобе истцы Очир-Горяев Г.У., Очир-Горяева В.Л. просят решение суда в части отказа в удовлетворении их требований отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на вынесение его без учета установленных обстоятельств дела. Указывают, что вывод суда о непредставлении ими доказательств пользования мерами социальной защиты, в частности льготами по бесплатному проезду на всех видах транспорта (кроме такси), бесплатное обеспечение лекарственными средствами), опровергается истребованной из Министерства социальной защиты населения книгой выдачи талонов и справкой.
В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР в г.Элиста Инжиев А.М. просит решение суда в части удовлетворения иска Читыровой А.С. отменить и принять новое решение об отказе в иске, ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения требований Читыровой А.С. подлежащим отмене, в остальной части оставлению без изменения.
Разрешая требования, суд руководствовался ст.7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», п.3 ст.11, ст.21, подп.2 п.4 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах», Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, ст.6.1, п.3 ст.6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи», подп.«а» п.1 Постановления ЦК КПСС Совмина СССР от 10 ноября 1978 года №907 «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны» и исходил из того, что Читырова А.С как член семьи погибшего военнослужащего в 2003-2004 годах пользовалась 50% скидкой на оплату проезда автомобильным транспортом. Таким образом, до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусматривающего замену льгот в натуральной форме ежемесячной денежной выплатой с 1 января 2005 года, Читырова А.С. пользовались льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны. Следовательно, установление ей ежемесячной денежной выплаты в меньшем размере, чем участникам Великой Отечественной войны не соответствует Конституции РФ и Федеральному закону «О ветеранах», в связи с чем, исковые требования Читыровой А.С. подлежат удовлетворению. Требования Очир-Горяева Г.У., Очир-Горяевой В.Л. удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств пользования льготами в натуральной форме, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны до введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не представлено.
С выводом суда в части удовлетворения требований Читыровой А.С. нельзя согласиться по следующим основаниям.
Федеральный закон от12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», вступивший в силу с 25 января 1995 года установил организационные, экономические и правовые основы социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. При этом он определил круг лиц, относящихся к ветеранам, и установил дифференцированные меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, предусмотрев для них различный объем мер социальной защиты, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
Так, статьей 15 указанного закона предусмотрены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, статьей 21 – меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Одновременно, в связи с принятием данного Закона РФ, утратил силу с 25 января 1995 года Закон СССР от 1 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».
Как установлено судом, Ч.О.И. погиб <…> года. 16 июня 1999 года Читыровой А.С. впервые выдано удостоверение, в котором указано, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д.8).
Таким образом, социальные правоотношения, как возникшие в период действия Федерального закона «О ветеранах» регулировались ст.21, предусматривающей объем мер социальной защиты, предоставляемых членам семей, в том числе и погибших ветеранов боевых действий. В рамках этой нормы Читыровой А.С. и предоставлялись меры социальной поддержки в виде льгот в натуральной форме, в том числе и те, на которые она ссылалась в судебном заседании и пользовалась ими до введения в действие нового правового регулирования.
Следовательно, в обоснование удовлетворения требований истца, ссылка суда на Закон СССР от 1 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», который на момент возникновения спорных правоотношений утратил силу, явно незаконна.
В связи с этим неосновательна ссылка суда и на положения пункта 3 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, которым предусматривалась невозможность отмены без равноценной замены прав и льгот, а также других мер социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленных законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, поскольку Читыровой А.С. до 16 июня 1999 года меры социальной поддержки не устанавливались.
По этим же основаниям нельзя признать обоснованным и применение судом по данному спору Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 года №907 «О мерах по дальнейшему улучшению материально-технических условий участников Великой Отечественной войны».
Более того, данное постановление и льготы, установленные пунктом 1 этого постановления распространяются на участников Великой Отечественной войны, на граждан, работавших в период блокады г.Ленинграда на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденных медалью "За оборону Ленинграда", на бывших несовершеннолетних (в возрасте до 16 лет на момент освобождения) узников фашистских концлагерей.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, определенной им в определениях от 21 октября 2008 года №536-О-О, от 16 апреля 2009 года №453-О-О, от 23 июня 2009 года №823-О-О, от 15 июня 2010 года №1017-О-О следует, возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан. Федеральный законодатель, осуществляющий правовое регулирование в данной области, располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей. Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, изменив систему социальной защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Так, в соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Читырова А.С. до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ - 1 января 2005 года (которым основная часть льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой), пользовалась льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны, а поэтому установление ей ежемесячной денежной выплаты в меньшем размере, чем участникам Великой Отечественной войны не соответствует Конституции РФ и Федеральному закону «О ветеранах» не основан на законе и фактически установленных в судебном заседании обстоятельствах дела.
Поскольку суд неправильно применил нормы материального права, а обстоятельства дела установлены на основании имеющихся доказательств, решение суда в отношении Читыровой А.С. подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование отказа требований Очир-Горяева Г.У., Очир-Горяевой В.Л. суд сослался на непредставление им доказательств пользования льготами в натуральной форме, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны до введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.
Между тем, согласно удостоверениям, выданными Министерством обороны РФ, истцы, имеют право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
В рамках этой нормы Очир-Горяеву Г.У., Очир-Горяевой В.Л., как и Читыровой А.С. предоставлялись меры социальной поддержки в виде льгот в натуральной форме, в том числе и те, на которые они ссылались в судебном заседании и пользовалась ими до введения в действие нового правового регулирования.
Таким образом, требования Очир-Горяева Г.У., Очир-Горяевой В.Л. не подлежали удовлетворению по тем же основаниям, как и требования Читыровой А.С. Однако допущенное судом нарушение не повлияло на существо решения, поскольку суд принял правильное решение.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда РК от 9 декабря 2010 года в части удовлетворения исковых требований Читыровой А.С. отменить.
В удовлетворении исковых требований Читыровой А.С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте Республики Калмыкия о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, признании отказа Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте в выплате Читыровой А.С. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании установить ежемесячную денежную выплату в том же размере, что и участникам Великой Отечественной войны, обязании произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационную жалобу истцов Очир-Горяева Г.У., Очир-Горяевой В.Л. оставить без удовлетворения.
Кассационную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Элисте Республики Калмыкия удовлетворить.
Председательствующий: А.А. Пюрвеева
Судьи С.В. Лиджиев
Т.А. Шовгурова