Судья Ангриков А.В. Дело № 33-41/11
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Ег. Элиста 20 января 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Басангова Н.А. и Шихановой О.Г.,
при секретаре Коткаеве Ч.Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юдиной В.А. к Председателю Собрания депутатов Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Собрание депутатов ЛГМО РК) Анханову В.Г. об оспаривании решения Собрания депутатов ЛГМО РК «Об утверждении очередности отселения пострадавших семей» по кассационной жалобе Председателя Собрания депутатов ЛГМО РК Анханова В.Г. на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 29 ноября 2010 г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения Анханова В.Г. и его представителя Дадаевой В.В., поддержавших доводы жалобы, возражения Юдиной В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Юдина В.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
С 1979 года по март 1995 года она вместе с мужем Юдиным А.В., дочерью Юдиной Л.А. и сыном Юдиным Д.А. проживала по адресу: город ***, ул. ***, д. ***. В марте 1995 года в результате наводнения их дом был затоплен. В 1999 году она и ее семья были включены в список для получения государственных жилищных сертификатов. Между тем указанные сертификаты, несмотря на неоднократные обращения в различные инстанции, семья Юдиных не получила по настоящее время. В сентябре 2010 года Юдина В.А. обратилась к Главе Администрации ЛГМО РК с заявлением о предоставлении ей и ее семье жилья, как пострадавшим от наводнения. Однако, как и в марте 2003 года, она получила ответ о том, что вопрос отселения семьи Юдиных с зоны затопления будет рассмотрен по мере реализации Федеральной целевой программы «Юг России» (далее - ФЦП «Юг России») и сдачи жилья в эксплуатацию. Считает, что решением № *** Собрания депутатов ЛГМО РК от 04 марта 2010 года «Об утверждении очередности отселения пострадавших семей» нарушено ее право на внеочередное получение жилья, так как ранее она жилье, как пострадавшая от наводнения, не получала. Просила обязать Председателя Собрания депутатов ЛГМО РК Анханова В.Г. устранить нарушенное право ее семьи на внеочередное получение жилья путем внесения изменений в список очередности, определив ее под номером «1» вместо «111». Кроме того, просила взыскать в ее пользу уплаченную ею государственную пошлину в размере 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
В судебном заседании Юдина В.А. дополнила свои требования, просила признать незаконным решение Собрания депутатов ЛГМО РК № *** от 04 марта 2010 года об утверждении очередности отселения пострадавших семей, жилье которых признано непригодным для проживания и включенных постановлением Правительства РК № *** от 11 июля 2000 года на получение государственных жилищных сертификатов. Обязать Собрание депутатов ЛГМО включить Юдина А.В. и Юдину Л.А. в список семей, подлежащих отселению с прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря, по Лаганскому району РК по состоянию на 01 марта 2010 года.
Председатель Собрания депутатов ЛГМО РК Анханов В.Г. признал требования Юдиной В.А. частично, пояснив, что вопрос об обеспечении жильем пострадавших от наводнения в 1995 году в настоящее время решается через реализацию ФЦП «Юг России». Список очередности отселения пострадавших от наводнения семей был утвержден по поручению Министерства территориального развития РК. Поскольку дочь Юдиной В.А. выбыла из г. Лагани, а муж Юдиной В.А. не проживает по адресу: ул. ***, д. ***, просил отказать во включении Юдина А.В. и Юдиной Л.А. в список очередности семей, подлежащих отселению с прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря по Лаганскому району РК, утвержденный решением № *** Собрания депутатов ЛГМО РК.
Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 29 ноября 2010 г. заявление Юдиной В.А. к Председателю Собрания депутатов ЛГМО РК Анханову В.Г. об оспаривании решения Собрания депутатов ЛГМО «Об утверждении очередности отселения пострадавших семей» удовлетворено частично. Признано незаконным решение Собрания депутатов ЛГМО РК № *** от 04 марта 2010 года об утверждении очередности отселения пострадавших семей, жилье которых признано непригодным для проживания и включенных постановлением Правительства РК № *** от 11 июля 2000 года на получение государственных жилищных сертификатов. Юдин А.В. и Юдина Л.А. включены в список семей, подлежащих отселению с прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря, по Лаганскому району РК по состоянию на 01 марта 2010 года. С ЛГМО РК в пользу Юдиной В.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей и услуг представителя в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В кассационной жалобе Председатель Собрания депутатов ЛГМО РК Анханов В.Г. просит решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 29 ноября 2010 г. отменить в части: «Обязать Собрание депутатов ЛГМО РК включить Юдина А.В., Юдину Л.А. в список семей, подлежащих отселению с прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря, по Лаганскому району РК по состоянию на 01 марта 2010 года. Взыскать с ЛГМО РК в пользу Юдиной В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей и услуг представителя в размере 3000 (три тысячи) рублей» в связи с нарушением норм материального права, приведя доводы, изложенные в суде первой инстанции, и направить дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для отмены решения не находит.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался статьей 57 Жилищного Кодекса РФ и пришел к выводу, что все лица, включенные в список очередности отселения пострадавших от наводнения семей, имеют право на внеочередное получение жилья; Юдин А.В. и Юдина Л.А. имеют право на получение жилья, так как в 1999 году были включены в список для получения государственных жилищных сертификатов и их право осталось нереализованным; решение № *** Собрания депутатов ЛГМО РК от 04 марта 2010 г. незаконно, поскольку не было официального поручения Министерства территориального развития РК утвердить список очередности отселения пострадавших от наводнения семей.
Данные выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, соответствуют требованиям закона и с ними следуют согласиться.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из материалов дела следует, что семья Юдиных пострадала от наводнения в полном составе, и в 1999 году все члены семьи Юдиных были включены в список на получение государственных жилищных сертификатов.
Как следует из списка граждан РК на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденного постановлением Правительства РК № *** от 11 июля 2000 года, все лица, включенные в указанный список, имеют право на внеочередное получение жилья, так как они признаны пострадавшими от наводнения водами Каспийского моря г. Лагани, и их жилые помещения признаны непригодными для проживания, не подлежащими ремонту или реконструкции.
Из пояснений ответчика следует, что Министерство территориального развития РК поручило ЛГМО РК утвердить список очередности отселения пострадавших от наводнения семей.
Между тем в нарушение статьи 56, 249 ГПК РФ ответчик не представил доказательств, что Министерство территориального развития РК давало такое поручение по составлению и утверждению списка вновь.
Таким образом, решение № *** Собрания депутатов ЛГМО РК от 04 марта 2010 г. незаконно, нарушает закрепленное ранее за семьей Юдиных право на получение жилья вне очереди в соответствии с постановлением Правительства РК № *** от 11 июля 2000 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что семья Юдиных в полном составе имела право на получение жилья с момента включения их в список, утвержденный постановлением Правительства РК № *** от 11 июля 2000 года.
При таких данных доводы ответчика о том, что Юдин А.В. и Юдина Л.А. утратили право на получение жилья и самостоятельно могут представлять свои интересы в суде, не могут быть приняты во внимание.
Довод ответчика о необоснованности взыскания с ЛГМО РК в пользу Юдиной В.А. расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей заслуживает внимания.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, правовых оснований для взыскания с ЛГМО РК в пользу Юдиной В.А. расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей не имеется, и решение суда в этой части подлежит отмене.
Решение суда в остальной части является законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь абзацем 4 статьи 361, статьями 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 29 ноября 2010г в части взыскания с Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Юдиной В.А. расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей отменить.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Лиджеева Л.Л.
Судьи Басангов Н.А.
Шиханова О.Г.