Судья Батырова К.Х. Дело № 33-35/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е25 января 2011 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басангова Н.А. и Цакировой О.В.,
при секретаре Базуеве С.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Авджаевой М.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и перерасчете ежемесячной денежной выплаты по кассационной жалобе истца Авджаевой М.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 ноября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения представителя истца Авджаевой М.С. – Доржиновой К.Ю., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ответчика Коптева В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Авджаева М.С. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Она является матерью военнослужащего А., 16 февраля 2002 г. погибшего при исполнении обязанностей военной службы в г. Грозном Чеченской Республики. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-I «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны (ВОВ) из числа военнослужащих. 29 апреля 2004 г. она получила удостоверение о праве на льготы и с этого времени пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ. С 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, внесшего изменения в Федеральный закон «О ветеранах», ей была назначена ежемесячная денежная компенсация (ЕДВ) в размере 150 руб., что значительно меньше, чем участникам ВОВ, которым размер ЕДВ был установлен в сумме 1050 руб. В связи с этим социальное положение истца значительно ухудшилось, что недопустимо в силу п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ЕДВ, установленном для участников ВОВ, но ей было отказано со ссылкой на то, что ее сын погиб (умер) после 16 января 1995 г. – даты вступления в силу Федерального закона «О ветеранах». Считала, что отказ необоснован и нарушает ее права. Как член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, она пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ до 1 января 2005г. и должна пользоваться ими и в настоящее время. Указанные обстоятельства подтверждаются тем, что в 2003-2004 г.г. ей выдавались талоны на проезд за 50% его стоимости по России и СНГ. Данная льгота была предусмотрена п. 18 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» только для самих участников ВОВ и приравненных к ним лицам. Просила признать ее право на ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, признать отказ пенсионного органа в назначении данной выплаты незаконным и обязать пенсионный орган установить ЕДВ в указанном размере, произвести перерасчет ЕДВ с 1 января 2005 г.
В судебном заседании Авджаева М.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель УПФ в г. Элиста РК Коптев В.А. исковые требования не признал. Указал, что Федеральным законом «О ветеранах» были установлены различные льготы: для участников ВОВ - по ст. 15, а для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий – по ст. 21. Удостоверение истцу о праве на льготы было выдано на основании ст. 21 указанного закона. Поскольку сын истицы погиб и рассматриваемые правоотношения возникли после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах», действие нормативного акта СССР может применяться в части, не противоречащей данному закону. Поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований по выплате ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, не имеется.
Решением Элистинского городского суда РК от 30 ноября 2010 г. в удовлетворении исковых требований Авджаевой М.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте РК о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и перерасчете данной выплаты отказано.
В кассационной жалобе Авджаева М.С. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. Полагает, что решение суда незаконно, так как принято без учета установленных обстоятельств дела. В решении суд указал, что доводы о пользовании истицей наравне с участниками ВОВ льготой в виде 50 % стоимости проезда по России и СНГ и бесплатным проездом на всех видах городского транспорта не подтверждены соответствующими доказательствами. Однако данный вывод суда несостоятелен, так как в ходе рассмотрения дела из Министерства социальной защиты и здравоохранения РК были истребована книга учета выдачи талонов на указанный проезд, подтверждающая доводы истца.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что Авджаева М.С. является матерью военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах». До 1 января 2005 г. истица пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренными статьей 21 данного закона для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ основная часть льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой (ст. 44), размер которой подп. 2 и 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 2316 руб., для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий – 927 руб. Поскольку истец не представила доказательств, подтверждающих пользование ранее льготами для участников ВОВ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01 августа 1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
12 января 1995 г. был принят Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах», который вступил в силу 16 января 1995 г.
Частью 3 ст. 11 указанного закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а ст. 21 – меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Следовательно, на основании указанных законоположений члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16 января 1995 г., с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» правового статуса, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 г., был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для разрешения дела по существу является отнесение истца к той или иной категории льготников.
Такое правовое положение подтверждается соответствующим удостоверением о праве на льготы и преимущества, выдаваемым в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, истица Авджаева М.С. является матерью военнослужащего А., погибшего при исполнении обязанностей военной службы 16 февраля 2002 г. С 1 марта 2002 г. она состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Мэрии г. Элисты как родитель погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Военным комиссариатом г. Элисты РК в апреле 2004 г. году ей было выдано удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
При таких данных истица не относится к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны на основании законодательства СССР, а является лицом, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Объем льгот, установленный для участников Великой Отечественной войны не мог быть ею приобретен ввиду того, что событие, послужившее основанием для постановки на указанный учет, произошло в 2002 году, то есть после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» - 16 января 1995 года.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда РК от 30 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий Пюрвеева А.А.
Судьи Басангов Н.А.
Цакирова О.В.