Судья Чуев Д.Ю. Дело № 33-134/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е24 февраля 2011 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Дорджиева Б.Д. и Цакировой О.В.,
при секретаре Озаевой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по искам Басангова Н.П. и Басанговой О.Э-Г. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, по кассационной жалобе ответчика на решение Элистинского городского суда РК от 31 января 2011 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения представителя ответчика Коптева В.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения истцов Басангова Н.П. и Басанговой О.Э-Г. и ее представителя Андреева В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Басангов Н.П. и Басангова О.Э-Г. обратились в суд с указанными исками, мотивируя следующим. Они являются родителями военнослужащего Б.М.Н., ….. 199_ г. погибшего при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике. Они имеют статус членов семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы, 21 мая 1996 г. им были выданы удостоверения о праве на льготы, предоставляемые лицам данной категории. С 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, внесшего изменения в Федеральный закон «О ветеранах», им была назначена ежемесячная денежная компенсация (ЕДВ) в размере 150 руб. каждому, что значительно меньше, чем участникам ВОВ, которым размер ЕДВ был установлен в сумме 1050 руб. Пенсионный орган в выплате ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, отказал со ссылкой на то, что их сын погиб (умер) после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах». Однако отказ неправомерен, поскольку установление ЕДВ в указанном размере ущемляет их конституционные права, снижает уровень социальной защищенности. Как члены семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, они пользовались льготами наравне с участниками Великой Отечественной войны до 1 января 2005 г. и должны пользоваться ими и в настоящее время. В 2003-2004 г.г. им выдавались талоны на проезд за 50% его стоимости по России и СНГ. Данная льгота была предусмотрена законом только для самих участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Просили признать их право на ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, признать отказ Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия (далее – УПФ) в назначении данной выплаты незаконным и обязать УПФ установить ЕДВ в указанном размере, произвести перерасчет ЕДВ с 1 января 2007 г.
Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 января 2011 г. гражданские дела по искам Басангова Н.П. и Басанговой О.Э-Г. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, соединены в одно производство.
В судебном заседании Басангов Н.П., Басангова О.Э-Г. и ее представитель Андреев В.В. заявленные требования поддержали, уточнили в части возложения обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет ЕДВ не с 1 января 2007 г., а с 4 апреля 2007 г.
Представитель УПФ в г. Элисте Коптев В.А. исковые требования не признал. Указал, что сын истцов погиб при исполнении обязанностей военной службы после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах». В связи с этим истцы приобрели права и пользовались льготами в соответствии с этим федеральным законом, а не законодательством СССР. Поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований по выплате ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, не имеется.
Решением Элистинского городского суда РК от 31 января 2011 г. исковые требования Басангова Н.П. и Басанговой О.Э-Г. удовлетворены. Признано право Басангова Н.П. и Басанговой О.Э-Г. на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Признан незаконным отказ Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия в выплате Басангову Н.П. и Басанговой О.Э-Г. ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны. На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия возложена обязанность установить Басангову Н.П. и Басанговой О.Э-Г. ежемесячную денежную выплату, установленную для участников Великой Отечественной войны. На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия возложена обязанность произвести Басангову Н.П. и Басанговой О.Э-Г. перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 4 апреля 2007 г. С Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия в пользу Басангова Н.П. и Басанговой О.Э-Г. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. каждому.
В кассационной жалобе начальник ГУ УПФ в г. Элисте РК Инжиев А.М. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований виду нарушения норм материального права. Указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что право истцов на указанные меры социальной защиты возникло впервые уже после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» и ранее действие законодательства СССР на них не распространялось. Федеральный закон «О ветеранах» установил различные льготы: для участников Великой Отечественной войны - по ст. 15, а для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий – по ст. 21. Поскольку законом не предусмотрено распространение льгот, установленных ст. 15, на другие категории лиц, то оснований для удовлетворения заявленных требований по выплате ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, не имеется.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Разрешая исковые требования, суд руководствовался ст. 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», п. 3 ст. 11, ст. 21, подп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», ст.ст. 6.1, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, подп.«а» п. 1 постановления ЦК КПСС и Света Министров СССР от 10 ноября 1978 г. № 907 «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны», правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 4 апреля 2007 г. № 331-О-П. При этом исходил из того, что истцы до 2005 г. пользовались 50-процентной скидкой на оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте, что подтверждается выданными им талонами на получение льготы. Следовательно, до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ истцы пользовались льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны. При таких данных суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов о признании их права на ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Однако данные выводы противоречат нормам материального права.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01 августа 1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
12 января 1995 г. был принят Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах», который вступил в силу 16 января 1995 г.
Данный закон определил круг лиц, относящихся к ветеранам, и установил меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, предусмотрев различный объем мер социальной защиты: для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
Так, ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а ст. 21 – меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Частью 3 ст. 11 указанного закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Следовательно, с принятием Федерального закона «О ветеранах» ст. 7 названного Закона СССР фактически утратила силу, ее действие продолжает распространяться лишь на тех лиц, которые приобрели статус ветеранов и членов их семей до принятия Федерального закона «О ветеранах». На основании указанных законоположений члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16 января 1995 г., с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» правового статуса, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 г., был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для разрешения дела по существу является отнесение истца к той или иной категории льготников.
Такое правовое положение подтверждается соответствующим удостоверением о праве на льготы и преимущества, выдаваемым в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, истцы Басангов Н.П. и Басангова О.Э-Г. являются родителями военнослужащего Б.М.Н., погибшего при исполнении обязанностей военной службы. ... 199_ г. С 21 мая 1996 г. они состоят на учете в Управлении социальной защиты населения Мэрии г. Элисты как родители погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Военным комиссариатом г. Элисты РК в мае 1996 г. им были выданы удостоверения о праве на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
При таких данных истцы не относятся к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны на основании законодательства СССР, а являются лицами, имеющими право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Объем льгот, установленный для участников Великой Отечественной войны не мог быть ими приобретен ввиду того, что событие, послужившее основанием для постановки на указанный учет, произошло в 199_ г., то есть после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» - 16 января 1995 года.
Следовательно, ссылка суда на ст. 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» как норму, в соответствии которой истцы имеют право на меры социальной защиты, установленные для участников Великой Отечественной войны, ошибочна.
Также необоснованна ссылка суда на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. № 331-О-П по жалобе гражданки Уваровой В.Н., поскольку его содержанием является вопрос установления ЕДВ в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, лицу, приобретшему статус члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, до принятия Федерального закона «О ветеранах», на основании Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», а именно в 1990 г.
Таким образом, выводы суда об удовлетворении заявленных требований о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании установить ЕДВ в требуемом размере и произвести перерасчет ЕДВ, являются незаконными, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены на основании имеющихся материалов, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда РК от 31 января 2011 года отменить.
Отказать Басангову Н.П. и Басанговой О.Э-Г. в удовлетворении исковых требований о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, признании отказа Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия в назначении Басангову Н.П. и Басанговой О.Э-Г. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, незаконным, обязании установить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 4 апреля 2007 года.
Кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия удовлетворить.
Председательствующий Пюрвеева А.А.
Судьи Дорджиев Б.Д.
Цакирова О.В.